Теория множественного интеллекта. 8 типов интеллекта Говарда Гарднера

Типы интеллекта

Мозг у людей работает различным образом. Но в школе мы слышали только о гуманитарном и математическом интеллекте. Если вы плохо разбираетесь в математике или языке, вы все равно можете быть одарены, но в совершенно других вещах. Часто эту одаренность не называют «тип интеллекта». Почему? А вот ответа вам никто не даст. Так привыкли. Но не всегда одаренность в математике способствует успеху в жизни. Некоторые другие типы интеллекта часто важнее в жизни.

В 1983 году американский психолог Говард Гарденер описал множественную теорию интеллекта, в ней он выделил 10 типов интеллекта. 8 основных и 2 дополнительных.

Иногда говорится что типов интеллекта у Гарднера их 7, 8 или 9, тогда просто добавляют один или несколько не основных типов интеллекта или игнорируют 1. Теория множественного интеллекта была впервые предложена Говардом Гарднером в его книге 1983 года «Структуры разума», где он расширяет определение интеллекта и выделяет несколько различных типов интеллектуальных компетенций. Он разработал серию из восьми критериев включения при оценке интеллекта каждого «кандидата» на основе различных научных дисциплин. До этого в психологии преодладала теория «фактора g»(фактор общего интеллекта).

Г.Гарднер пишет, что все мы можем обладать этими способностями, но наш профиль этого интеллекта может отличаться индивидуально в зависимости от генетики или опыта. Интеллект по мнению Гарднера:

биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, представляющих ценность в культуре.

Говард Гарднер

Получается интеллект- это способность быть лучше в какой-то сфере. Способность приспосабливаться к новым условиям и применять к ним уже имеющиеся данные. Способность к познанию и познавательные способности. Поэтому интеллект и мышление тесно связаны. Мышление людей различно, оно опирается на опыт, генетические особенности и его трудно свести к двум-трем областям. Возможно, в дальнейшем и этой классификации будет мало. И появятся новые типы интеллекта.

Интересно, что высокий IQ не всегда приводит к успеху. И в действительности он не может отражать полностью интеллектуальные способности. А на успех больше всего влияют уверенность в себе, постановка и достижение целей, настойчивость и эмоциональный интеллект. Последний можно назвать компиляцией внутриличностного и межличностного типов интеллекта.

Скачать PDF план “5 шагов к увеличению мотивации, энергии и счастья с помощью гормонов”.

Классификация типов интеллекта по Г. Гарденеру:

  • натуралистический
  • музыкальный
  • логико-математический
  • экзистенциональный
  • межличностный
  • телесно-кинестетический
  • лингвистический
  • внутриличностный
  • пространственный
  • морально-этический

Описание типов интеллекта

Натуралистический интеллект

Натуралистический тип интеллекта

Человек с таким типом интеллекта способен хорошо разбираться в живых организмах (растениях, животных), быть чувствительным к другим особенностям естественного мира (облакам, конфигурации скал, рельефу). Эта способность была бесценной в нашем эволюционном прошлом для охотников, собирателей и фермеров. Благодаря таким людям сообщества находило лучшие места для пропитания, пропитания своих животных и выращивания сельхозпродукции. Такие люди очень ценились. Они занимали определенное положение в обществе и оставили много потомков. Именно поэтому такой тип интеллекта развит у многих. Но у некоторых выражен очень сильно.

Этот вид интеллекта продолжает занимать центральное место в таких профессиях как: ботаник, ихтиолог, биолог, врач, ветеринар, повар. И может сильно пригодиться различным работникам сельскохозяйственной сферы.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность хорошо различать высоту, ритм, тембр и тон. Он позволяет создавать, воспроизводить музыку, распознавать музыку. Интересно, что часто существует эмоциональная связь между музыкой и эмоциями. Причем и математики и музыканты могут иметь общие мыслительные процессы. В пифогорейскую школу в древней Греции не пускали учится людей, не умеющих играть на музыкальных инструментах. Т.е. уже тогда люди понимали связь между математическими способностями и музыкой. Хотя, некоторым это кажется странным до сих пор.

Этот тип интеллекта характерен для композиторов, дирижеров, музыкантов, певцов и чувствительных слушателей.

Логико-математический тип интеллекта

Игра в шахматы

Этот вид интеллекта означает способность вычислять большие числа, оценивать количественно, рассматривать предложения и гипотезы и выполнять сложные математические операции. У этих людей развито абстрактное и символическое мышление, умение анализировать, индуктивные и дедуктивные способности. Их привлекают арифметические задачи, стратегические игры и эксперименты.

Логический интеллект обычно хорошо развит у математиков, физиков и др.ученых (естественно-научных дисциплин) и детективов. Может хорошо помочь полицеским, маркетологам, агентам, разбирающим страховые случаи.

Пространственный тип интеллекта

Это способность мыслить в трех измерениях. И включают способность мыслить умственными образами, иметь пространственные рассуждения, уметь манипулировать изображениями, иметь графические и художественные навыки и развитое воображение. Люди с таким интеллектом могут увлекаться лабиринтами, пазлами, рисованием, черчением. У них развитое воображение и часто проявляются творческие способности.

Он должен быть развит у моряков, пилотов, географов, скульпторов, художников, архитекторов, чертежников, проводников, туристов.

Экзистенциальный тип интеллекта

Экзистенциональный тип интеллекта

Чувствительность и способность решать глубокие вопросы о человеческом существовании, такие как смысл жизни, почему мы умираем и как мы сюда попали.

Такой развитый интеллект чаще имеют философы, мистики.

Межличностный интеллект

Этот вид интеллекта означает чувствительность к эмоциям других, умение их читать, способность понимать людей, их желания, мотивы. Он включает в себя эффективное вербальное и невербальное общение, умение отмечать различия личностей, чувствительность к настроениям и темпераментам других людей.

Из таких людей получаются хорошие учителя, социальные работники, актеры, политики, продавцы, работники службы поддержки. Без этого развитого интеллекта крайне трудно быть руководителем. Развит чаще у женщин, особенно молодых мам.

Межличностный интеллект-основа эмоционального интеллекта. И его выделил не случайно, а скорее, из-за неспособности тестов IQ предсказать успех человека в жизни. Эмоциональный интеллект— одна из самых важных составляющих успеха человека. А вот высокий IQ, к сожалению, не гарантирует того, что человек будет успешен в жизни

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Телесно-кинестетический интеллект- это чувствительность тела, прикосновений, хорошая способность манипулировать своим телом, предметами. Этот же интеллект также включает в себя чувство времени.

Такой вид интеллекта продолжает играть важную роль для спортсменов, танцоров, хирургов, массажистов, ремесленников, фокусников.

Вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект- это врожденная грамотность, способность хорошо выражать словами чувства и предметы сложные для понимания. Лингвистический интеллект позволяет нам понять порядок и значение слов и применять металингвистические навыки.

Люди с таким развитым интеллектом любят писать, читать, решать кроссворды. Из них получаются хорошие писатели, поэты, журналисты и общественные деятели.

Внутриличностный тип интеллекта

Внутренний интеллект

Внутриличностный интеллект-это способность понимать себя, свои мысли и чувства и использовать эти знания при планировании и управлении своей жизнью. Или жизнью других. Внутриличностный интеллект предполагает не только самооценку, но и анализ состояния человека.

Этот интеллект должен быть развит у психологов, духовных лидеров, религиозных деятелей и философов.

Морально-этический тип интеллекта

Свод морально этических правил которые должен знать и выполнять человек. И обучать этому других на собственном примере.

Он должен быть развит у учителей, философов, юристов, полицейских, судей.

Говард Гарденер природный, моральный и духовный считал неосновными, а остальные 7 типов типов интеллектов основными. Он считал моральный,духовный и природный неосновными не потому, что они в чем-то уступают другим, а потому, что их трудно определить и выявить.

Основных типов интеллекта у Г.Гарднера 8: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, лингвистический и пространственный.

Все теории интеллекта

Почему так важна теория множественного интеллекта

Множественный интеллект

Теория множественного интеллекта-это не просто познавательно. Она говорит о том, что у каждого человека есть все восемь видов интеллекта с разной степенью владения, в которых он наиболее умен. Некоторые классические психологи настаивают, что  тесты интеллекта поддерживают концепцию единого общего интеллекта, «g», а не восьми отдельных компетенций. Другие говорят, что это теория им не противоречит. Третьи исследователи утверждают, что интеллект Гарднера занимает второе или третье место после фактора «g». Но в общем теория множественного интеллекта принята психологией.

Теория множественных типов интеллекта свидетельствует о том, что люди с различными типами интеллекта по-разному будут разному уделять внимание при обучении. Универсальный подход к образованию не совсем правильный. Он упрощает преподавание для учителя и систему обучения для государства, но ухудшает понимание и запоминание у детей и подростков. Множественный интеллект представляет разные интеллектуальные способности. Говард Гарднер говорит, что стили обучения — это способы, которыми человек подходит к решению задач или проблем и они зависят от того, в чем человек более успешен.Т.е.доминирующие типы интеллекта помогают человеку видеть мир определенным образом.

Способы принятия информации были давно поделены на несколько категорий: зрительный, слуховой и кинестетический. А так же импульсивный и рефлексивный, тут важна и преобладающая роль левополушарной и правополушарной части мозга. Если вы можете по-разному представить знания( к примеру, в виде аудио, таблиц, книг, статей из интернета, песен), то процесс запоминания пойдет намного быстрее. Такие стили запоминания информации уже давно используются в приемах мнемоники для запоминания. Однако их не очень часто используются в учебных заведениях. Выделить и определить типы интеллекта и способы запоминания сложно, но мы можем догадаться, что если у человека развит музыкальный интеллект+ пространственный и телесно-кинестетический интеллекты,-то запоминать он лучше будет движения, если математический интеллект- то логические конструкции.

Г. Гарднер пишет, что идея использовать определенные стили обучения не содержит четких критериев того, как можно было бы точно определить стиль обучения, как его можно распознать и оценить. Он формулирует идею стилей обучения как «гипотезу того, как человек подходит к изучению ряда материалов». Но вы сами можете определить, как вы запоминаете лучше, испробовав разные методы.

О понятии интеллекта

Понятие интеллекта сейчас включает разные моменты, поэтому когда о нем говорят, надо уточнить, что имеют в виду, какой-то конкретный тип интеллекта, интеллект в общем, способность мыслить независимо, ум в бытовом понимание(чаще в это случае можно понимать как разумность в бытовой деятельности) или еще что-то. Интеллект помогает успеху в деятельности выполняемой человеком, а потом эта успешность/не успешность опять закладывается в интеллект. Он является ведущим качеством не только познавательной деятельности, но и успешности, личностного развития. С понятием интеллекта связаны направленность деятельности, установки личности, система ценностей человека, отношение к себе и к окружающему миру. Поэтому он не статичен, он может развиваться или деградировать. Некоторые психологи уверены, что интеллект-это скорее процесс, чем данность.

Другие психологи пытаются расширить представление о интеллекте включив в него отдельные сферы, используя для этого специальные типы экспериментальных заданий, а также биографический и этологический методы. И создают новые типы интеллекта. Все это имеет место потому, что интеллект может проявятся в любой сфере. Существуют люди, не говорившие до определенного возраста, но ставшие талантливыми музыкантами. Или не сильно разбирающиеся в математике, но при этом ставшие хорошими художниками. Как оценить такие способности? Ни в понятие гуманитарного, ни в понятие математического такой интеллект не вписывается. Мы можем это сделать только расширением понимания интеллектуальных способностей и увеличеников количества типов интеллекта. Поэтому теория множественных интеллектов более приближена к реальности, типов интеллекта действительно много. Но пока не создано валидных способов его диагностики. А создание дополнительных сфер оценивания поможет определить, что он может включать, а что нет.

На этой платформе можно пройти бесплатные курсы по улучшению самооценки, изменению мышления, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, креативности, ораторскому мастерству и т.д. А здесь недорогие курсы по креативности от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги.

Читайте также:

Почему мы делаем глупости?

Почему нас так легко обмануть?

Что мешает нам мыслить правильно?

Почему одни добиваются успеха, а другие нет?

Почему физические упражнения улучшают активность мозга?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *