Анализ русских пословиц

пословицы

Пословицы и поговорки-это народная мудрость закрепленная в коротких выражениях.

Что мы можем узнать из русских пословиц и поговорок? Типичные черты характера русского человека, его мироощущение, отношение к власти, церкви, стереотипы мышления и поведения, да и вообще практически все, о чем есть пословицы и поговорки.
Впрочем, часто это касается не только русских, а народов живущих рядом, поскольку они имеют сходные понятия и стереотипы мышления и поведения. Поэтому попробуем совершить краткий анализ пословиц.

Культура сегодня существует в национальной форме выражения. А национальное проявляется из конкретно исторических особенностей жизни народа: географических, социальных, экономических, военных и бытовых. Культура впитывает это все и изменяет человека, а человек культуру, тут трудно понять что первично. Но, в пословицах и поговорках отражаются особенности народов. В пословицах и поговорках, в сжатом виде содержатся практически все стереотипы мышления и поведения народа, который их создал.

А также, соседствующих с ним, и перенявших эти отношения или наоборот. Тут не совсем ясно что первично. Мы повлияли, или на нас повлияли.  Поскольку схожие поговорки есть у многих соседних народов.  Сейчас уже точно разобраться довольно трудно, зачастую можно анализировать только результат.  Украинские мы взяли или украинцы взяли от нас, белорусские мы взяли или наоборот. Стереотипы мышления у этих народов схожи.  Важнее другое, что они в себе несут. Стереотипы мышления, это рамки, шаблоны, об этом можно прочитать здесь и здесь. Они действуют двояко,  с одной стороны они упрощают процесс мышления, с другой стороны шаблоны и стандарты-это не всегда хорошо. Но, давайте попробуем разобраться что же нам несут поговорки и пословицы.

Краткий анализ русских пословиц

С помощью пословиц и поговорок родители и другие родственники передают детям и внукам самое ценное из своего опыта, который накопился за всю жизнь и время существования народа.

Несмотря на маленькое количество слов пословицы могут содержать довольно глубокие мысли, да еще иногда и с подтекстом. Эти фразы влияют и воспитывают человека на протяжении всей жизни. Интересно что со временем пословицами или поговорками становятся часто употребляемые фразы из жизни, из кино, литературы. А некоторые становятся малоупотребляемыми, выходят из моды и обихода.

✅Нашему менталитету присуща надежда на авось, на то, что беда пройдет стороной и его не коснется. Авось пронесет. Авось да небось, да как нибудь. Моя хата с краю, ничего не знаю.  Хотя: авось да небось до добра не доведут. На авось хоть брось.
Пословицы подобные последним говорят о том, что русский человек все таки знает что это плохо. Хотя, вариантов когда все таки надеется больше.

Находчивость из-за сохранения старых традиций неординарного ума и постоянного приспособления к новым условиям. Из топора суп варит. На обухе хлеб молотит, с камня лыко дерёт. Не первый снег на голову. Короче, в этом отношении русский(тут можно подставить и украинец и белорус) просто молодец!

Леность — так как долгие времена Русь находилась в плачевном экономическом положении. И делай не делай, ничего особо изменить было нельзя. Даже Наполеон, хотевший закупать продукты у наших крестьян при войне это отмечал. Просто закупать было нечего. И дорог особо не было. Ну, собственно нищета и мороз и были первыми серьезными врагами в России. Кроме того часть русского народа (теперь русского) долгое время вела кочевой образ жизни, и благоустраивать особо смысла не было. Но, в тоже время трудолюбие тоже присуще русским. Работа не волк, в лес не убежит. Ленивому будень чем не праздник? Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону. Но, в тоже время: Леность наводит на бедность. Языком не спеши, а делом не ленись.

Религиозность, но религиозность особая. К богу никогда не относились как к богу. Язычество было скорее похоже на философское учение, как некоторые ветви буддизма, которые даже сейчас не называют религией. Потом идет религиозность связанная с принятием Русью христианства, а именно его восточной ветви. Но, что самое интересное: русский человек особо на бога не надеется, не боготворит бога (к отдельным индивидам это не относится). И может рассуждать о нем почесывая попу. Сдается мне, что отношение такое появилось из-за язычества, хотя, точно утверждать невозможно.Но и то, что церковь у нас спелась с властью и часто продвигает ее интересы тоже имеет значение.Кабы не бог, кто бы нам помог. С молитвой в устах, с работой в руках. Богу молись, а к берегу гребись. Все мы под богом ходим. Бог даст совет, так и в пост мясоед. На бога надейся, сам не плошай.

Широкая открытая душа и гостеприимство зависят скорее от географического положения, большое влияние внесла степь. В степи просто так никто не появиться, ради того, чтобы свистнуть у вас какой-нибудь плед, радио или телевизор. Самые гостеприимные люди сейчас живут  на Кавказе. Ну, еще бы, на гору 3000-4000 метров над уровнем моря просто так никто не пойдет, ради того чтобы украсть метр веревки,телевизор или овцу. А гости появляются не часто. И именно они являются основными источниками новостей, праздников, интересных и необычных предметов-их любят и ждут. Я не говорю о поселках, которые стоят у туристических троп, там люди зарабатывают деньги, это совсем другое. У нас на Руси прежде гостю поднеси. Я не видал, как ты ел, покажи (говорит хозяин гостю). Что рушано, да не покушано, — хозяйке покор. Но, в тоже время, не званый гость — хуже татарина. Гостям дважды радуются: встречая и провожая. Особенно радует последняя, и что-то типа: надо бы и честь знать; поел, попил и свалил. Типа, гостю рады, но уходить надо вовремя.

✅Присущи нам и любовь к риску, стремление защитить себя (в том числе и не мирными способами). Она скорее всего возникла из-за того, что Русь была большим государством с плохой экономической и социальной системой, и соседствовала с агрессивными кочевыми племенами. Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. И риск благородное дело.

Семья играет большую роль в жизни человека-и это опять же, скорее всего, из-за плохого экономического положения и еще низкого уровня развития медицины. Русские, украинцы, белорусы замуж выходили рано и жили рядом всю жизнь. Большая семья-это много сыновей много работников, в старости помогут. А поддержка родных никогда не помешает и братьям, если надо чего построить. И сестрам, когда надо защитить. Не нужен клад, коли в семье лад. Брат брата не выдаст. Семья в куче, не страшна и туча. В дружной семье и в холод тепло.

afisha.yandex.ru

Любовь к спиртным напиткам можно объяснить суровыми условиями жизни, малограмотностью, плохим экономическим положением и низким уровнем развития медицины. Хотя водки на Руси не было. Водками называли наливки. Водка пришла с советской властью, которая хотела скрыть свои недостатки. С пьяных глаз видно-то хуже. Как известно, хочешь скрыть недостатки обеда, налей мужу рюмочку. И кто сказал что формулу вывел Менделеев? Русское правительство родоначальник и главный ответственный. Но, в тоже время русские понимали что чуть-чуть это хорошо, но много не надо. Водка-продукт чистый, и как всякий чистый продукт не совсем полезна. Чару пити — здраву быти, другую пити — ум обвеселити, утроити — ум устоити, учетверити — ум погубити. За вино бьют, а на землю не льют. Пить до дна-не видать добра! Пить пиво-сидеть криво! Водку пей, да меру знай.

Стереотипы: барин рассудит; жираф большой, ему видней; и я начальник -ты дурак, ты начальник -я дурак. Появление этих стереотипов мышления обосновано 2 фактами. 1)принятием Руси христианства, с этого момента Русь повернулась на восток , а там с подобострастием относятся к начальству. Вера в хорошего начальника, царя, который все исправит надежда только на него, оправдание царя. 2) Долгим периодом зависимости от хозяев, феодалов. Некоторые говорят, что рабство длилось всего ничего, у нас. А другие, что его вообще не было. Но, это несколько неправильный подход. Стоит посмотреть на определение рабства, а потом на судебники, никаких прав у народа не было. Но была надежда,  та самая надежда на хорошего царя и плохих бояр, который мы оправдываем правителей до сих пор. Кроме того, влиял и низкий уровень образования. Вера в то, что он честный, умный образованный правитель. Попозже с образованием стало получше, но, все равно, до многих развитых стран мы не дотягивали. 
Не от царей угнетение, а от любимцев царских. Царю из-за тына не видать. Не князь грешит, а думцы наводят. Не царь гнетет народ, а временщик. Народ- тело, царь — голова. Бог высоко, царь далеко.

Миролюбие, но в то же время, готовность к войне. Русь всегда с кем то конфликтовала и воевала. Часто на нас нападали. Но, еще чаще ввязывались в конфликты мы сами. Русь практически не прекращала войну и огромный процент доходов шел на военные расходы. Собственно примерно так и сейчас. И для оправдания этих войн нужно было вещать о патриотизме, о том что кругом враги, они хотят на нас напасть.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Кому война, а кому мать родна. Интересна последняя пословица, она говорит о том, что уже давно все поняли, что кто-то всегда от войны в выигрыше!  Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Хочешь мира — готовься к войне. Славу свою добываю в бою. Хотя, худой мир лучше любой брани.

Стереотип, Русь земля первична, человек вторичен. Это не появилось сегодня и не вчера, стереотип этот древний. Это связано с частыми войнами и долгой феодальной историей страны. А в войну надо было защищать землю, а потом уже думать. Существуют страны индивидуалистические, а существуют коллективистские. Так Россия вот типично коллективистская страна.  Обычно когда жизнь одного не важна, гораздо важнее выживание коллектива — страна коллективистская.Одна у человека мать, одна у него и родина. Русь-матушка. Родина-мать, умей за нее постоять. Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа. Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине. Служи родине своей, ни сил, ни жизни не жалей. Но вместе с тем, русский-это часть целого, только русский как название национальности прилагательное. Остальные существительные японец, француз, немец. Это приложение к другим, к русским.

Свободолюбие. Эта черта характера связана с большими просторами, т.е географическим и территориальным положением Руси. Жители России всегда любили степи и простор и природу вокруг. Кто живет на воле, от спит доле. Хоть с голоду пухнем, да на воле живем. Бедность не грех, а неволя не смех.

Недоверие к своим. Нет пророка в своем отечестве. Это проявляли еще древние Русичи, позвав княжить к себе Синеуса, Рюрика и Трувора (что не факт, что было именно так, но на правду похоже. Еще есть подобные факты в дальней нашей истории). Возможно, из-за постоянных междоусобных войн и предательств. Хотя, в других странах с пророками не лучше. Доверяй, да проверяй. Верю кошке и ежу, а тебе погожу. Пророков нет в отечестве своём, Но и в других отечествах — не густо (Высоцкий. Я из дела ушел).

Стереотип, мужчина выше женщины по статусу. Связан с принятием христианства и сложным экономическим положением аграрной страны. В христианстве это не раз упоминается, кроме того, даже мать Иисуса была обожествлена под влиянием языческих традиций. До этого положение женщины в христианстве было еще ниже. Кроме того, мужчине легче выполнять тяжелую работу в поле. Он кормилец, добытчик и в первую очередь в семье кормили его. Не сможет работать он, не сможет прокормиться семья. Мужчина – глава семьи. Курица не птица, а баба не человек. Курице не быть петухом, а бабе мужиком. Отца, мать кормлю- долг плачу, сыновей в люди вывожу-в долг даю, дочерей снабжаю-за окошко кидаю (впрочем часть этого относиться к семье). Но в тоже время, есть и другое: Мужик голова- женщина шея. Хозяйка с кошкой в доме, хозяин с собакой — на дворе.

Связь божественной и земной власти и тщетность достучаться до кого то из них. Изначально, из-за необходимости ввести православие и желания стать полноправными правителями.
Богу приятно, а царю угодно. Бог высоко, а царь далеко. Что бог, то бог, а свята и воля царская. Бог на небе, царь на земле. Парусы да снасти не в нашей власти. Воля божья. Воля божья, а суд царев. Божьей воли не переводишь (не переможешь). Царь города бережет. Царь от бога пристав.

Воровство это не так плохо. И в тоже время плохо и признание этого факта обществом. Не тот вор, кто крадет, а тот кто попался. Ночь матка: все гладко. Темна ночь все покроет. Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет. Чужое взять — свое потерять. Алтынного вора вешают, а полтинного — чествуют. Воровство — последнее ремесло. Не тот вор, кто ворует, а тот, кто ворам потакает.

Доброжелательность и гостеприимство- это тоже наша черта. Причем постепенно это как-то трансформировалось и сегодня это не выглядит так хорошо. Хотя и не сильно видно, но в пословицах и поговорках осталось. Может повлияла трудная жизнь, может христианство, может еще чего. Улыбка-залог здоровья. Доверие легко потерять, но сложно восстановить. Живи добрее, будешь всем милее. Добрый человек в добре проживет век. Делать добро спеши. Умей у людей погостить, и к себе запросить, до ворот проводить и опять воротить. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Ум и в тоже время глупость человеческая. Эти две крайности присущи также русскому народу. Умный знает что говорит, а дурак говорит что знает. За дураками не за море ездить; и здесь непочатые углы. Дураков не сеют, они сами родятся. Нет роженого (ума), не дашь и ученого. Много ума — много греха, а на дурне не взыщут. Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

Правдивость. Все минется, одна правда останется. Без правды люди не живут, а маются. За правду матку умереть сладко. Правдивые слова некрасивы.

Любовь к старинным обычаям, пословицам и поговоркам. Из-за того что экономическое положение было не сильно высокое, а зарубежное новое часто оказывалась ненадежным, хотелось чего-то своего, родного, ценного. Этим был опыт предков часто выражающийся в пословицах и поговорках кратко и емко. Без пословицы не проживешь. Пословица-не даром молвица.

Вывод

В принципе анализ пословиц и поговорок довольно простой, существует и более глубокий и объемный, на основе сотен выражений и поговорок.

Но, и этого хватит, чтобы сказать какие основные черты присущи нашему народу. Это:

доброжелательность, гостеприимство, леность и трудолюбие, всякие надежды: на боярина, на авось, на царя и понимание что надежды тщетны. Русский народ немного вороват, но понимает что для общества это плохо; семья его традиционна, мужчина — глава семьи. Любовь к родине и понимание необходимости защищать свою землю даже ценой жизни. Русские также любят риск и свободу, иногда глуповаты, но при этом умны и находчивы. Присущи русским и леность и трудолюбие, а также религиозность. И любовь к спиртному, внутренне ограниченная, а излишнее употребление ограничено и порицаемо обществом.
Если вы с чем то не согласны, помните, что это типичные черты народа. К конкретному человеку они могут и не относиться, но, относятся к массе. 

Кроме того, нам присуща еще и двойственность.

С одной стороны леность, с другой трудолюбие; воровство и осознание того, что это плохо для общества; с одной стороны любовь к алкоголю, с другой, понимание, что надо контролировать его употребление. Глупость и ум и находчивость одновременно и.т.д. Получается есть все и хорошее и плохое. В этом и заключается двойственность. И какую сторону затронет массовая культура и пропаганда, та и будет доминировать.

Читайте так-же:

Баба-Яга.Мифология

Стандартное и не стандартное мышление.

Социальные установки и социальные стереотипы мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *