Почему Баба-Яга пекла детей в печи

Баба Яга

А вас пугали ей детстве?Меня да, но это было скорее шуточно. В Бабу Ягу я не верила, в отличии от деда-Мороза. Вернее, в моем воображении она не была страшной ведьмой. А, скорее, строгой бабулькой, у которой я бы с удовольствием побывала на выходных.

Подробностей мифологии практически не сохранилось. Но мы можем понимать отдельные моменты. В этой статье рассмотрено почему Баба-Яга запекала детей в печи. Кроме этого вы можете прочитать почему Баба-Яга летала в ступе и отправляла пришедших к ней в баню.

Немного подробностей про саму Бабу-ягу:

Баба-Яга персонаж очень древний и претерпевший множество трансформаций. В разных регионах можно услышать разные варианты сказок про Бабу-Ягу и узнать разные ее ипостаси. Изначально Баба Яга была Бабой- Йогой, а нога у нее была золотая, а не костяная. Удивительно, правда? А переводится ее имя как “путь единения” или “жертвователь”. Ее имя говорит о санскритских корнях нашей бабушки. Исследовали это предположили потому, что она персонаж общеславянский, а значит у наших Бабок-ежик должен был быть общий предок. Позднее этому нашлось подтверждение. Сначала Баба Яга была богиней, которая провожала людей на тот свет (в другом варианте только детей). И именно о таком пути, немного искаженно рассказывает сказка “Гуси лебеди”.

Тут и символ жизни-дерево яблоня, и символ рождения -печь, и хлеб-символ пищи и продолжения жизни. И молочная река с кисельными берегами, символ богатства, достатка, безбедной жизни ( у румын известны сказочные молочные реки с берегами из мамалыги – кукурузной каши, в Библии это символ верхнего мира). Все это, если помните, спасало от встречи с Бабой-Ягой, которая считалась символом смерти. Поскольку она являлась проводником в мир мертвых.

У разных народов имя Бабы-Яги связано с понятием или состоянием силы и с разумом, а не только со смертью и старостью.

Когда образ Бабы Яги у нас уже достаточно хорошо сформировался, получилась сказочная злобная старушка, живущая на окраине леса, иногда помогающая путникам и пекущая в печи детей. Но ни в одной сказке она их не ела! Только иногда обещала. Удивительно, не правда ли? Но, вернемся к нашим баранам, вернее к заявленной теме.

Почему баба-Яга пекла детей в печи?

Это отголосок старинного славянского обряда “перепекания детей” . К этому обряду прибегали чаще всего когда ребенок рождался недоношенный, хилый, рахитный. Иногда более взрослых детей так лечили от худобы.

Обряд “перепекания” проводился с знахаркой и/или свекровью. В некоторых областях ребенка символически продавали знахарке, а она его утром возвращала. В других он проходил в доме матери и свекровь принимала активное участие. Она должна была ходить вокруг дома, стучать в окно и спрашивать, что печет невестка.

Суть обряда довольно проста: ребенка обмазывали ржаным тестом или обмывали водой от приготовления ржаного теста, укладывали на лопату и сажали в теплую печь. Где он “допекался”. Количество посадок в печь варьировалось в зависимости от тяжести болезни и/или недоношенности. Конечно, сопровождался обряд определенными символическими словами и действиями.

Этот обряд упоминается и в литературе. Известно что обряду “перепекания” подвергся даже Гаврила Державин -поэт и государственный деятель России 19 века.

Символика обряда

Печь символизировала женское чрево. Ребенка как-бы отправляли обратно- доделываться. Нахождение в печи мыслилось как нахождение в другом мире, а после обряда человек получал второе рождение. Считалось что после проведения “перепекания” дети умрут или выздоровеют окончательно.

Значение печи одновременно как загробного мира и женского чрева подтверждается восточнославянскими фольклором. Украинское “У печурце родився” (о счастливом человеке), русское. “Из одной печи, да не одни речи”.

А помните как гуси-лебеди прекратили погоню за детьми? Дети залезли в печь. И это неспроста.

Владимир Дий приводит обряд посвящения детей-сирот в жрецы богини Яги. Детей приводили в капище находившееся в горе и укладывали на помост. Помост назывался лопата и делился на две части. На внешнюю клали ребенка, а на внутренней разжигали огонь. Когда помост закрывал отверстие, ребенок попадал в пещеру, лапта переворачивалась и огонь был виден. Получалось символическое сгорание ребенка. Он как-бы умирал для этого мира и переходил в другой. Аналогичные процедуры посвящения богам мы можем вспомнить и в древней Греции.

Примерно так знахарка и помощница Баба-Яга превратилась в кровожадную злодейку, которая пекла в печи маленьких детей. И произошло это, скорее всего, с приходом христианства. Поскольку превращать чужих богинь в злых богов, демонов и духов, лучше всего умеют другие религии.

Читать также:

Анализ русских пословиц.

Мифологическое мышление

Что такое сказкотерапия.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *