Почему Баба-Яга пекла детей в печи

Баба Яга

А вас пугали ей детстве?Меня да, но это было скорее шуточно. В Бабу Ягу я не верила, в отличии от деда-Мороза. Вернее, в моем воображении она не была страшной ведьмой. А, скорее, строгой бабулькой, у которой я бы с удовольствием побывала на выходных.

Подробностей мифологии практически не сохранилось. Но мы можем понимать отдельные моменты. В этой статье рассмотрено почему Баба-Яга запекала детей в печи. Кроме этого вы можете прочитать почему Баба-Яга летала в ступе и отправляла пришедших к ней в баню.

Немного подробностей про саму Бабу-ягу:

Баба-Яга персонаж очень древний и претерпевший множество трансформаций. В разных регионах можно услышать разные варианты сказок про Бабу-Ягу и узнать разные ее ипостаси. Изначально Баба Яга была Бабой- Йогой, а нога у нее была золотая, а не костяная. Удивительно, правда? А переводится ее имя как «путь единения» или «жертвователь». Известны так-же капища посвященные ей. В частности об этом пишет М. И. Без-Корнилович. А ее имя говорит о санскритских корнях нашей бабушки. Исследовали это предположили потому, что она персонаж общеславянский, а значит у наших Бабок-Ежек должен был быть общий предок. Позднее этому нашлось подтверждение.

В гостях у Тол Бабая: в доме Бабы Яги. Удмуртия

Другой образ, с которым иногда отождествляют исследователи Бабу Ягу, — Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами. Статуя, по преданию была отлита из чистого золота. Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, распространился в скифские, а может и арийские времена. Поклонялись ей и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде «уров» — маленьких избушек «на курьих ножках», т.е. на высоких гладких столбах.

В итоге мы знаем, что сначала Баба Яга была богиней, которая провожала людей на тот свет (в другом варианте только детей). И именно о таком пути, немного искаженно рассказывает сказка «Гуси лебеди». Тут символ жизни-дерево яблоня(деревьев символов жизни очень много, и яблоня одна из них), и символ рождения -печь, и хлеб-символ пищи и продолжения жизни. И молочная река с кисельными берегами, символ богатства, достатка, безбедной жизни ( у румын известны сказочные молочные реки с берегами из мамалыги – кукурузной каши, в Библии это символ верхнего мира). Все это, если помните, спасало от встречи с Бабой-Ягой, которая считалась символом смерти. Поскольку она являлась проводником в мир мертвых.

У разных народов имя Бабы-Яги связано с понятием или состоянием силы и с разумом, а не только со смертью и старостью.

Когда образ Бабы Яги у нас уже достаточно хорошо сформировался, в некоторых регионах получилась сказочная злобная старушка, живущая на окраине леса, иногда помогающая путникам и пекущая в печи детей. Что только не сделает мифологическое мышление! Но, вернемся к нашим баранам, вернее к заявленной теме.

Почему баба-Яга пекла детей в печи

Баба-Яга

Это отголосок старинного славянского обряда «перепекания детей». К этому обряду прибегали чаще всего когда ребенок рождался недоношенный, хилый, рахитный. Иногда более взрослых детей так лечили от худобы.

Обряд «перепекания» проводился с знахаркой и/или свекровью. В некоторых областях ребенка символически продавали знахарке, а она его утром возвращала. В других он проходил в доме матери и свекровь принимала активное участие. Она должна была ходить вокруг дома, стучать в окно и спрашивать, что печет невестка.

Суть обряда довольно проста: ребенка обмазывали ржаным тестом или обмывали водой от приготовления ржаного теста, укладывали на лопату и сажали в теплую печь. Где он «допекался». Количество посадок в печь варьировалось в зависимости от тяжести болезни и/или недоношенности. Конечно, сопровождался обряд определенными символическими словами и действиями. Которые уже понят не многие. Но информация собирается по крупицам по дальним деревням культурологами.

Этот обряд упоминается и в литературе. Известно что обряду «перепекания» подвергся даже Гаврила Державин -поэт и государственный деятель России 19 века.

Символика обряда

Печь символизировала женское чрево. Ребенка как-бы отправляли обратно- доделываться. Нахождение в печи мыслилось как нахождение в другом мире, а после обряда человек получал второе рождение. Считалось что после проведения «перепекания» дети умрут или выздоровеют окончательно.

Значение печи одновременно как загробного мира и женского чрева подтверждается восточнославянскими фольклором. Украинское «У печурце родився» (о счастливом человеке), русское. «Из одной печи, да не одни речи».

Русская печь. Почему Баба-яга запекала детей.

А помните как гуси-лебеди прекратили погоню за детьми? Дети залезли в печь. И это неспроста.

Владимир Дий приводит обряд посвящения детей-сирот в жрецы богини Яги. Детей приводили в капище находившееся в горе и укладывали на помост. Помост назывался лопата и делился на две части. На внешнюю клали ребенка, а на внутренней разжигали огонь. Когда помост закрывал отверстие, ребенок попадал в пещеру, лапта переворачивалась и огонь был виден. Получалось символическое сгорание ребенка. Он как-бы умирал для этого мира и переходил в другой. Аналогичные процедуры посвящения богам мы можем вспомнить и в Древней Греции.

Забылин в «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования»: «Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови.» Т.е в некоторых регионах она превратилась к конце-концов именно в нее. А кроме того, он пишет, о ее связи с индуистском Ямой и римским Янусом. Т.к. у Ямы тоже была костяная нога, как у Ямы(царя мертвых). А еще Бабе-Яге присуща двойственность: избушка ее о двух входах и в имени подчеркнуто что она женщина, что означает, скорее всего, что у нее был брат близнец мужского рода, который не сохранился в культуре. Что полностью подтверждает семантика ее имени в других языках. Янус же двулик и объединяет прошлое и будущее, мир и хаос и замешен в ловле детей. И может выступать как в злой , так и в доброй ипостаси, как и Бабая-Яга. Есть и другие сходства, о них мы не будем рассказывать, желающие прочтут книгу.

Примерно так знахарка и помощница Баба-Яга превратилась в некоторых регионах в кровожадную злодейку, которая пекла в печи маленьких детей. И произошло это превращение, скорее всего, с приходом христианства. Поскольку превращать чужих богинь в злых богов, демонов и духов лучше всего умеют другие религии.

Прочитайте еще анализ русских пословиц. и что такое сказкотеарпия

Читать также:

Особенности мифологического сознания людей

Почему люди верят в теории заговоров

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *