Что такое когнитивная гибкость, от чего она зависит и как измеряется

Что такое когнитивная гибкость

Когнитивная гибкость -это способность мозга быстро переходить от решения одной задачи к другой. Или способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Чем быстрее вы сможете переключить или «переместить» свое мышление из одного измерения (например, цвет объекта) в другое (например, форму объекта), тем выше будет ваш уровень гибкости мышления. В жизни это отражается в том, как мы реагируем, когда жизнь идет не совсем так, как мы ожидали.

Наряду с вниманием, рабочей памятью, планированием, организацией и импульсным контролем, гибкость мышления является типом исполнительной функции. Исполнительные функции — это когнитивные процессы, необходимые для контроля поведения и достижения достижимых целей. Эти процессы делают возможным комплексное мышление и способствуют хорошему абстрактному мышлению.

Противоположностью этой черты личности является когнитивная ригидность — неготовность или неспособность изменять концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации. Негибкость мышления, затруднения в переосмыслении фактов. Трудность переключения с одной деятельности на другую.

С одной строны когнитивная гибкость дает адаптивность, а адаптивность помогает менять стратегию поведения, подстраиваться, изучать новое. И при этом не находиться в стрессовой ситуации. С другой строны она деает текучесть. А текучесть- быстрое переключение внимания, когда все рассыпается на маленькие короткие задачи, у которых нет приоритета и большой цели. Т.е. если ваша гибкость мышления высокая, но вы не можете постоянно ответить себе: зачем вы делаете конкретное дело, как оно согласуется с вашими целями, то вы больше похожи на флюгер, который постоянно меняет направление.

Когда человек обладает этой способностью, он может изменить свое мышление, чтобы удовлетворить требования экологических стимулов, способен гибко мыслить, быстро переходить от одной последовательности мыслей к другой, а также выполнять или думать одновременно более чем о одной идее. Но развитие когнитивной гибкости в остутствии других навыков может сыграть с вами злую шутку. Ваше мышление не сможет фокусироваться на единой цели. Вы не сможете выполнять большие задачи. Поэтому саморазвитие обычно включает развитие нескольких качеств или навыков.

И для когнитивного мышления сопуствующими должны быть: постановка целей, достижение целей, концентрация внимания, коммуникабельность. У подростков, которые проводят большое количество времени в интеренте как раз развита когнитивная гибкость. Но если вы умете ставить цели, их достигать, понимаете окружающих, умеете концентрироваться и анализировать, то из развития когнитивной гибкости вы поличите только плюсы.

Переключение задач и когнитивный сдвиг

Когнитивная гибкость. Переключение задач и когнитивный сдвиг

Когнитивная гибкость состоит из двух основных функций — переключение задач (также известное как смещение множества) и когнитивное смещение. Хотя две подкатегории когнитивной гибкости звучат одинаково, между ними есть ключевые различия. Переключение задач — это бессознательная способность переключать действия и внимание с одной задачи на другую. Процесс был основан в 1927 году педагогом-психологом Джерсильдом после того, как он обнаружил, что испытуемые выполняли медленнее, чередуя две задачи. Однако когнитивный сдвиг — это сознательный сдвиг во внимании. Он распространен среди когнитивных терапевтов, потому что он показывает готовность доминировать над познанием. Как переключение задач, так и когнитивные изменения имеют решающее значение для адаптации к условиям окружающей среды.

Большая часть психологов считает когнитивную гибкость способностью переходить между несколькими мыслями. Но некоторые говоря о том, что она охватывает такие понятия, как: обновление старых убеждений, многогранное мышление и / или установление общих черт между совершенно не связанными понятиями.

Аспекты когнитивной гибкости

Нейрон. Когнитивная гибкость
  • Переход «поток мыслей» и внимание . Гибкость мышления чаще всего относится к способности переключать мысли между несколькими понятиями. Допустим, вы в группе из двух друзей, и один начинает говорить о правилах бейсбола. Внезапно другой друг начинает говорить о французской литературе. В этом сценарии — ваша способность переходить между двумя понятиями будет рассматриваться как гибкость познания.
  • Обновление убеждений и познания . В некоторых случаях она может означать обновление познавательной функции как адаптации к новой информации или стимулам. Люди, которые «настроены по-своему» или проявляют жесткость мышления, обладают плохой когнитивной гибкостью; они не могут изменить свое мышление, даже когда им дают новые стимулы или более качественную информацию. Например, даже после того, как Коперник предположил, что Солнце было центром солнечной системы (которая была обновленной информацией), некоторым людям не хватало познавательной гибкости чтобы принять эту концепцию.
  • Многогранное наблюдение. Когнитивная гибкость может иногда означать одновременное рассмотрение нескольких элементов наблюдения. Допустим, вы смотрите на объект и замечаете, что этот объект имеет красноватый оттенок. В дополнение к цвету вы можете рассмотреть множество других дескрипторов, таких как: форма, стоимость, хрупкость, текстура, плотность и т. д. Т.е она включает способность связывать определенные наблюдаемые аспекты.
  • Деконструкция мыслей. Когда возникает сложная мысль или проблема, гибкость мышления может помочь преобразовать большое сложное дело в более мелкие части. Способность переключаться между конкретными элементами более крупной проблемы в попытке ее решить является примером когнитивной гибкости. Взаимодействие новых перспектив, упрощение и / или понимание того, как мелкие фрагменты способствуют решению более крупной проблемы, можно считать аспектом когнитивной гибкости.
  • Расширенная осведомленность. Некоторые полагают, что когнитивная гибкость — это способность осознавать все возможные варианты и альтернативы в конкретном сценарии. Например, кто-то, играющий в покер, может понять, что, хотя у него есть «фулл-хаус», другие игроки могут иметь более сильную руку (например, 4-в-роде) или низшую (например, «старшая карта»).

Почему когнитивная гибкость важна

Обладание когнитивной гибкостью чрезвычайно важно, потому что она помогает нам легко адаптироваться к изменяющимся условиям существования, окружающей среды, социума. Вы наверняка сталкивались с «препятствиями» в своей жизни. Если получили плохую оценку по тесту по математике, значит все-таки придется учить, урегулирование спора с другом или осознание того, что ваш автомобиль не проедете в пробке по пути на работу, и надо его рставить — это каждый случай, когда вы его используете. Узнав новую информацию, совершив ошибку или когда неожиданное вмешательство в ваши планы, это позволяет вам думать о решении, несмотря на неудачи, с которыми вы сталкиваетесь. Особенно она важна в детстве и молодости. Это помогает лучшему познанию мира и себя. Но в постоянно меняющемся мире она становиться важной и в более старшем возрасте.

Но когнитивная гибкость требует критического мышления и развитых коммуникативных навыков. Коммуникация важна в том смысле, что вы умете учитывать когнитивные способности других людей, понимаете других и умеете договариваться, а не можете перенимать мгновенно их точку зрения. Высокий уровень гибкости мышления дает низкий показатель стресса в меняющихся обстоятельтвах.

К примеру, вы создали план. Но обстоятельства изменились. А потом еще изменилось. И то, насколько быстро вы можете учесть меняющиеся обстоятельства и спокойно сделать новый план, зависит от уровня вашей когнитивной гибкости.

Прочитайте про техники и методы активного слушания и примеры применения техник, это поможет вам лучше понять ваших собеседников.

Нейронные механизмы когнитивной гибкости

Для определения частей мозга, которые связаны с когнитивной гибкостью использовали магнитно резонансную томографию. Сканирование с помощью ФМРТ показало, что различные корковые сети активируются для облегчения приспособления мозга к изменениям. Эти сети включают: переднюю поясную извилину, базальные ганглии, заднюю теменную кору и префронтальную кору. Префронтальная кора головного мозга — это область мозга, которая участвует принятии решений, индивидуальности в подходе и сложном когнитивном поведении. Таламус контролирует размещение всех сенсорных путей, кроме обоняния. И вместе с префронтальной корой он и  контролируют когнитивную гибкость.

Области мозга связанные с когнитивной гибкостью могут подвергаться изменениям в зависимости от конкретной задачи, для которой она используется.  Определенные части вашего мозга могут загореться во время Струп-теста, которые не будут такими активными во время отдельного теста на когнитивную гибкость. Некоторые исследования показали, что дорсолатеральная префронтальная кора создает помехи для когнитивной дейтельности.

Большинство экспертов считают, что именно префронтальная кора является самой важной частью мозга для гибкости мышления. Префронтальная кора кроме когнитивной гибкости ответственна за: кратковременную память, желание человека жить, согласование с целями, действия для достижения определенной цели, принятие решений, контроль и планирование сложного когнитивного поведения, проявлений личности, контроль конфликтующих мыслей и т.д. Поэтому это очень важная часть мозга для реализации личности.

Базальные ганглии активизируются во время отбора ответов, а задняя теменная кора становится активной когда мы обновляем информацию о способах выполнения задачи. Некоторые исследования говорят о том, что любая форма повреждения мозга может снижать когнитивную гибкость.

Нейроны передают сигналы через специализированные пути. Эти пути помогают в реализации различных функций, включая когнитивную гибкость. Чем их больше и они прочнее, тем лучше гибкость мышления.  Способность мозга выращивать новые нейроны называется нейрогенезом, а способность головного мозга мозга формировать новые связи и пути между нейронами- нейропластичностью. Они тоже играют роль в развитии когнитивной гибкости. Когда мы постоянно узнаем что-то новое, а особенно начинаем заниматься новой, не привычной деятельностью, мы создаем новые связи между нейронами. Наш мозг перестраивается чтобы приспособиться к новым обстоятельствам.

Когнитивная гибкость и возраст

Когнитивная гибкость и возраст

Мозг созревает на протяжении всего развития. По мере того, как количество нейронов увеличивается, растут и соединения, необходимые для этого. Хотя все возрасты имеют активность в сходных областях мозга, стадии развития объясняют контрастные способности в когнитивной гибкости.

Способность к когнитивной гибкости начинается в младенчестве и проявляется, когда дети переключают свое внимание с одного человека или объекта на другого. В то время как у младенцев есть основное основание, оно быстро созревает в возрасте от 3 до 6 лет из-за изменений в префронтальной коре.

Когнитивные способности улучшаются с возрастом. Например, дети в возрасте 4 лет переключаются между двумя задачами легче, чем те, кому 3 года. Дети постоянно находят новые способы мышления и обучения. Когда они переходят в школу, они, вероятно, преуспеют, если проявят когнитивную гибкость. Дети с оптимальной когнитивной гибкостью учатся на своих академических ошибках. Кроме того, они учатся уважительно взаимодействовать со своими сверстниками и авторитетными фигурами, даже если взаимодействие идет не так, как планировалось (например, аргументы и т. Д.). По словам ученых из Frontiers in Psychology , к 11 годам подростки достигли способностей к переключению на уровне взрослых, в то время как поддержание задач продолжает развиваться в раннем взрослом возрасте.

В пожилом возрасте она угасает вместе с другими функциями мозга, если их не тренировать. Наш мозг склонен к саморазрушению. И еще мы сами помогаем ему стареть быстрее. Прочитайте про старение мозга.

Измерение и тренировка когнитивной гибкости

Развие когнитивной гибкости

Это сильно зависит от умственной скорости. Текущие инструменты для его измерения ограничены. Однако доступные инструменты фокусируются на оценке того, насколько быстро человек выполняет последовательность задач. Эти же тесты можно использовать для тренировки когнитивной гибкости.

A-не-B Задача

Задача A-not-B основана на теории когнитивного развития Пиаже. Она используется для проверки когнитивной гибкости у младенцев и детей младшего возраста. Во время теста экспериментатор представляет объект и две локации. Когда ребенок наблюдает, экспериментатор помещает объект в Локацию A, и в течение нескольких испытаний ребенку предлагается найти объект. В отдельном испытании тот же объект скрывается в местоположении B. Дети старше одного года обычно ищут объект в местоположении B в последующих испытаниях, что свидетельствует об удовлетворительной когнитивной гибкости.

Тест Струпа

Наблюдая за набором карточек, участники теста смотрят на цветную карточку с названием этого цвета, написанным чернилами противоречивого цвета. Например, синяя карточка будет написана зеленым цветом. Ожидается, что участники назовут цвет, игнорируя противоречивое название цвета. Тест оценивается по количеству времени, пока участник не придет к правильному ответу и не закончит читать.

Тест сортировки карточек( Висконсинский тест)

Тест сортировки карт Висконсина — это комплексный нейропсихологический тест для детей и взрослых. Участникам выдаются карточки разных цветов, форм и чисел. Им предлагается сортировать свои карты в соответствии со своими предпочтениями. Затем участник получает второй набор карт и получает указание сопоставить эти карты с предыдущими картами, что изменяет их подход. Тест сортировки карт в Висконсине проверяет гибкость познавательных способностей, поскольку измеряет абстрактное мышление, а также способность изменять стратегии решения проблем.

Задача сортировки нескольких классификационных карт

Задача сортировки нескольких классификационных карт включает в себя сортировку карт на основе двух измерений в четыре стопки в матрице. Например, четыре (зеленая собака, красный кролик, зеленый шар и красный велосипед) отсортированы так, что животные находятся в одном вертикальном столбце, а игрушки в другом и одинаковых цветах имеют ряд. Дети младше 7 лет не могут сортировать карточки по двум параметрам одновременно.

Задача сортировки изменения размера карты

Задача сортировки карточек с изменением размеров (DCCS) — это действие, которое проверяет познавательную гибкость детей путем сортировки карточек разных размеров. Первая задача — отсортировать карточки по одному измерению, например по цвету. Он проверяется на способность к стратегическому изменению, так как следующая задача требует сортировки карт по второму измерению. Точное переключение размеров отражает это.

Периодически повторяйте эти тесты и заодно будете тренировать когнитивную гибкость. Прочитайте про развитие когнитивной гибкости.

Условия, которые сильно снижают когнитивную гибкость

С тестированием для измерения когнитивной гибкости различных групп людей, это не удивительно, что эта способность варьируется. Наличие дефицита в нем возможно. Некоторые условия ухудшают эту способность и затрудняют сложное мышление.

Недоедание

Недоедание — это недостаточное потребление питательных веществ необходимых для нормального функционирования организма и мозга. Постепенно недостаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети больше всего подвержены задержке развития когнитивной гибкости, потому что префронтальная кора не имеет возможности расти на начальной стадии развития.

Серотонин является нейромедиатором, который играет большую роль в работе мозга вообще, и гибкости мышления в частности. Триптофан — это аминокислота, необходимая организму для производства серотонина. Употребление продуктов, богатых триптофаном, улучшает эту функцию мозга за счет повышения уровня серотонина. 

Поэтому помогут увеличить когнитивную гибкость продукты богатые триптофаном: бананы, авокадо, персики, шпинат, брокколи, орехи и семена, рыба, морепродукты и т.д. Прочитать подробнее о продуктах полезных для мозга.

Некоторые заболевания и расстройства:

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Расстройство аутистического спектра
  • Шизофрения.

На этой платформе можно пройти небольшие бесплатные курсы по изменению мышления, созданию бизнеса, креативности, повышению самооценки, ораторскому мастерству и т.д. Посмотрите и  недорогие курс по креативности от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги. Курсы небольшие, но цены- самые доступные в интернете.

Здесь можно пройти бесплатный курс по мнемотехнике, в результате которого сможете быстрее изучать новые языки, запомнить намного больше и быстрее.

Читайте также:

Что значит нестандартное мышление? Способность мыслить творчески и нестандартно.

Что такое когнитивная нагрузка и как снизить избыточную нагрузку для мозга

Техники и методы активного слушания. Примеры применения техник

Что мешает думать правильно и ясно мыслить

Сила мысли. Исследования

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *