Приемы мнемотехники для запоминания информации

Дети читают книги

Мнемоника- вспомогательное средство для запоминания, она изучает память и приемы запоминания информации с помощью букв, цифр или связанных ассоциаций. Мнемонические приемы включают в себя рифмы и стихи, сокращения, изображения, песни, схемы и другие инструменты.

Но для успешного внедрения мнемонических приемов нужно подготовиться.

Запоминание и внимание

Для того чтоб хорошо запоминать текст человеку нужно быть внимательным. Внимание – это не просто способность сосредоточиться на одной задаче без отвлечения внимания, оно на самом деле состоит из нескольких различных элементов которыми необходимо эффективно управлять.

Мозг тренируется как мышца. Постоянно тренируя память вы делаете ее более развитой. Если вы решите, что хотите обрести физическую форму, то начинаете с нуля. Самое худшее что вы можете сделать, – это погрузиться в программу экстремальных тренировок – вы получите травму, перегрузитесь и не захотите заниматься дальше. Аналогично происходит при попытке улучшить память, если ваш объем внимания в настоящее время довольно мал, лучше всего медленно наращивать объем запоминаемой информации.

Конечно, существуют и другие методы и приемы запоминания, их довольно много и все перечислить просто невозможно. Поэтому в этой статье мы коснемся лишь некоторых.

Составьте список того, что вас отвлекает и постарайтесь это влияние минимизировать.

Задействуйте свою силу воли. Внимание и сила воли тесно связаны между собой. Наша сила воли позволяет нам сознательно игнорировать отвлекающие факторы, оставаясь при этом сосредоточенными на поставленной задаче.
Уберите отвлекающие моменты

Поскольку интернет сделал любую информацию мгновенно доступной, мы склонны искать что-то в тот момент когда оно приходит нам в голову. «Интересно, какой будет завтра погода?» «В каком году вышел этот фильм?» «Интересно, что нового в моей ленте в Facebook?».

Постарайтесь не нервничать

Концентрация внимания происходит гораздо лучше когда вы в спокойном состоянии. В одном исследовании 140 добровольцев приняли участие в восьминедельном курсе обучения медитации. Через восемь недель все добровольцы продемонстрировали ощутимые улучшения в концентрации внимания, а также других исполнительных психических функциях.

Разбейте текст который надо запомнить на смысловые блоки

Частями запоминать проще. Поэтому разбейте текст на части. Сформулируйте и выпишите основные тезисы в каждом блоке.

Используйте для запоминания различные виды памяти

Память делят на: эмоциональную, образную, двигательную и словесно-логическую. Мнемоника основана на применении их всех по отдельности или их комбинаций.

Обычно человек не знает, какая память у него развита лучше! Поэтому чем больше видов памяти вы задействовали при изучении-тем проще вам будет вспомнить информацию. К примеру, вы создали образы у себя в голове, их произнесли, записали и их показали в действии-вы скорее всего запомните всю необходимую информацию. Если при запоминании вы представляете вкус и запах, долго обдумываете-вы тоже скорее всего запомните. Возможны и другие вариации.

Когда мы учили Бородино с сыном, я говорила ему что надо представлять то, что учит и показывать жестами и движениями. Запомнил он довольно быстро. Я так же учила в стихи в школе. Это хороший прием для запоминания, дети любят двигаться, им гораздо проще показывать чем сидеть и учить за столом.

  • Двигательная память– нужна для запоминания наших движений, речи. Появляется она очень рано, примерно к концу первого месяца. Поэтому движения неплохо запоминаются. Сопроводите жестами вашу речь. Запишите текст. И запоминание пройдет быстрее.
  • Эмоциональная память помогать запоминать эмоции которые мы чувствуем. У многих людей отличная память на эмоции. Используйте это, создайте эмоциональную карту текста. Для облегчения процесса запоминания можно использовать смайлики.
  • Образная память сохраняет в мозге образы природы и жизни. Кроме этого к ней относят память на звуки, запахи, вкусы. Это тоже может помочь запоминанию. Представьте вкус, природу, пожуйте что-то вкусное когда что-то учите.
  • Словестно-логическая память запоминает и воспроизводит наши мысли, возникающие у нас в процессе обдумывания, размышления, содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
  • Обонятельная память. Нужна была для обнаружения еды и определения ее качества. Сейчас она не очень нужна человеку, включается когда мы чувствуем похожий запах. Иногда она срабатывает не в самый удобный момент, но порой приносит очень интересные воспоминания. Для обучения людей и запоминания используется редко.

Если вам надо запомнить какие-то цифры, телефон или пароли для соцсетей, то прочитайте статью приемы для запоминания паролей.

Мнемоника. Приемы запоминания информации

Память

Для запоминания используйте специальные методы запоминания информации. Их довольно много, поэтому расскажем только о нескольких.

  • Рифмование. Составляется маленькая поговорка или рифма для каждого слова. Получается что-то типа стихотворения. А стихи запоминаются проще. Этот метод часто используют в рекламе.
  • Акроним – работает как аббревиатура. Нужен метод для связи слов логически не связанных между собой вещей. Из первых букв каждого слова составляет большое слово, слова объединяются в предложения.
  • Многократное повторение. Такое повторение работает не всегда, зубрить не эффективно. Хорошо запоминается то, что вы уже немного знаете. Поэтому прочитали два раза-прекращайте и отдохните, потом прочитайте еще 2 раза, а еще лучше будет если это произойдет через день-два. Ведь наш мозг запоминает лучше уже немного знакомую информацию.
  • Метод ассоциации– какого-то человека или факт ассоциируем с чем-то нам хорошо известным, с качеством человека или внешностью. Метод хорошо работает с именами.
  • Метод связки: Выделяем опорные слова и составляем рассказ. Связываем факты между собой используя яркие образы, факты немного преувеличиваем цвета меняем (если их запоминать не надо). Метод довольно простой. Часто используется в изучении иностранных языков. Очень хорошо использовать для запоминания элементы с юмором, наш мозг получает удовольствие и запоминает происходит гораздо быстрее.

Еще один прием для запоминания- использование поощрения. Т.е выучил что-то поощрил себя. К примеру, выучил главу-съел пирожок, шоколадку, пирожок, тарелку жареной картошки, купили себе приятную мелочь. Не важно что именно, главное чтобы вам нравилось. Перед началом пообещали себе, после того как сделали-дали себе. Достижение цели уже само по себе мотивирует человека, но иногда недостаточно, а при получении вознаграждения в кровь выделяются гормоны удовольствия. Мозг хочет получить вознаграждение быстрее и запоминает быстрее, особенно через некоторое время, когда понимает что каждый раз вы сдерживает обещание и даете обещанное.

Кроме того, можно использовать прерывание. Т.е периодически прерывать изучение в необычном месте. Не в конце параграфа или раздела, а где-то в середине абзаца. С прерывание связан эффект Зейгараник.

Системы запоминания

Внимание человека выборочно, что ему понравилось, что заинтересовало-то и больше запоминается. Рабочая память не может вместить много не связанной между собой информации. Но это уже не простенькие приемы запоминания, это целые системы, которые вам помогут запомнить огромное количество материала. Т.к они его связывают в своеобразную структуру, информация повторяется и систематизируется, запоминание проходит проще и храниться в памяти дольше.

Метод Цицерона

Система запоминания Метод Цицерона

Как известно Марк Тулий Цицерон был публичным ритором и философом. И ему необходимо было запоминать большой объем информации для выступлений и эту систему запоминания информации он использовал для себя. Поэтому метод называют методом Цицерона, Системой Цицерона или методом Римской комнаты (поскольку для запоминания использовалась именно она).

Представляем комнату или квартиру которую мы хорошо знаем. Идем по часовой стрелке и привязываем определенные объекты к предметам в комнате. Потом мысленно ходим по комнате и видим вещи которые должны ассоциироваться у нас с предметом (объектом) и которые надо запомнить. К примеру, я вхожу в дверь (дверь привязываю к объекту запоминания). Рядом с дверью снимаю сапоги и ставлю на подставку для обуви(подставка-второй объект). Снимаю куртку, чувствую неустойчивость и касаюсь стены(стена -третий объект), вешаю на вешалку куртку (вешалка – четвертый объект) и т.д.

Когда нужно представляем собственную комнату или квартиру и как передвигаемся по ней, обычно по часовой стрелке (или против часовой стрелки). И вспоминаем что мы запомнили.

Система запоминания “Джоржано”

Цифро-буквенных алфавитов много и появились они примерно 400 лет назад. Сейчас используют их модификации. Эта система подойдет лучше людям с логическо-математическим складом ума.

Система запоминания Джоржано( буквенно-цифровой код) был разработан Козаренко. В системе предполагается что эмоции не имеют отношения к запоминанию. В своих книгах В. Козаренко даёт нам свою таблицу БЦК, которая, по его мнению, хорошо запоминается. Подходит только людям с математическим складом ума.

Цифры приравниваются к буквам и так запоминаются.

1=ГЖ

2=ДТ

3=КХ

4=ЧЩ

5=ПБ

6=ШЛ

7=СЗ

8=ВФ

9=РЦ

0=МН

Цифра 1779 может запоминается как: в гараже сидит зверь рысь.

Лучше всего комбинировать приемы. Тогда запоминать вы будете намного лучше.

Прочитайте другую статью про запоминание Как быстро мы забываем прочитанное? Как запоминать на долго?

Читайте также:

Как развивать когнитивную гибкость?

Что съесть что поумнеть?Продукты для мозга.

Как легко достичь поставленные цели.12 шагов.

Почему мозг стареет? Как замедлить старение мозга?

Почему физические упражнения улучшают активность мозга?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *