Эффект Зейгарник. Незавершенное действие.

фото Зейгарник Б.В.

Вы когда-нибудь сталкивались с навязчивыми мыслями о незаконченной работе? Или вспоминали частично законченное дело или проект, который не давал вам спать по ночам. Или вспоминали сюжет наполовину прочитанного романа, который продолжает тревожить ваши мысли. Есть причина, почему так трудно перестать думать о незавершенных и прерванных задачах. Психологи называют это эффектом Зейгарник или тенденцией лучше запоминать незавершенные действия, чем выполненные. Это кратко и есть эффект Зейгарник.

Открытие эффекта Зейгарник

Советский психолог Блума Вульфовна Зейгарник проводила наблюдение влияния прерванного действия на запоминание в 1927 году. Когда она обучалась в Берлинском университете, ее профессор Курт Левин заметил, что официанты в кафе, по-видимому, запоминают неполные заявки более эффективно, чем те, за которые были заплачены деньги и которые были завершены. Похоже, это говорит о том, что простое завершение задания может привести к тому, что оно будет забыто. А незавершенные задания, к примеру, обслуживание гостей за столом, который еще не закончил обед, помогли запомнить заказы официантам.

Зейгарник решила проверить эту гипотезу в экспериментальной обстановке и результаты исследования опубликовала в «О выполненных и незаконченных задачах» в 1927 году. В ходе эксперимента она попросила каждого участника выполнить ряд отдельных задач, таких как: решение головоломки, собрать плоскую коробку и т.д.  В половине случаев когда половина действия была сделана, участников прерывал руководитель эксперимента. А для остальных заданий им было предоставлено время для их непрерывного выполнения.

После эксперимента Зейгарник взяла интервью у каждого участника, попросив их вспомнить детали каждой задачи, которую они пытались выполнить. Результаты оказались неожиданными, но, по-видимому, подтверждают первоначальное наблюдение Левина влияния прерывания на сохранение памяти официантами.

Первоначальные выводы Зейгарник показали, что участники смогли вспомнить детали прерванных заданий примерно на 90% лучше, чем те, которые они смогли выполнить без помех. (Зейгарник, 1927). Эти результаты свидетельствуют о том, что желание завершить задачу может привести к тому, что она будет сохранена в памяти человека до тех пор, пока она не будет завершена, и что окончательность ее завершения позволяет процессу забыть о ней.

Подтверждение

Эффект Зейгарник имел бы ограниченное применение, если бы его нельзя было воспроизвести, поэтому после публикации Зейгарник были проведены многочисленные исследования с целью повторить ее выводы. Эти исследования дали смешанные результаты, но в целом подтверждают ее первоначальные утверждения.

Британский психолог Джон Бадделей, который позже разработал модель рабочей памяти с Грэмом Хитчем, в 1963 году провел эксперимент, в котором участников попросили решить набор анаграмм, каждая в пределах установленного периода времени. Если бы они не смогли вовремя решить анаграмму, им было бы дано решение. Когда он попросил участников вспомнить слово «решения», он обнаружил, что участники с большей вероятностью запомнят анаграммы, которые они не решили, чем те, которые они завершили, что подтверждает случай с эффектом Зейгарник (Baddeley, 1963)

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах выполнения задач. Он также наблюдал эффект Зейгарник для памяти, но отметил, что на запоминание незавершенных заданий также влияли и индивидуальные различия между участниками. Аткинсон отметил, что те люди, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией для их выполнения, будут в большей степени переживать над тем, что они не смогли выполнить, и с большей вероятностью их запомнят. Но если участник был менее мотивирован, неполный статус задачи будет менее значимым и поэтому менее запоминающимся для них.

Как использовать эффект Зейгарник?

Хотя исследование применения результатов Зейгарник для лучшего запоминания ограничено, одним из способов использования эффекта Зейгарник при попытке запоминания подробного фрагмента информации, такого как: длинный номер телефона, запоминание стихов, текста, может быть частое прерывание.

Посмотрите на информацию, ознакомьтесь с ней, затем «прервите себя» — отведите взгляд от того места, где она написана, и подумайте о чем-то другом, прежде чем возвращаться. Если информации много, лучше прерваться несколько раз.

Читайте также:

Как легко запомнить текст? Приемы запоминания.

Как быстро мы забываем прочитанное?Как запоминать на долго?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *