Креативная техника: “круг благоприятных возможностей”

круг благоприятных возможностей

Одной из известных и хорошо зарекомендовавших себя креативных техник является “Круг благоприятных возможностей” или “круг возможностей”.  Это творческое обучение и одновременно решение проблем, создана она Майклом Микалко и известна из книги “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно”.

Цели техники:

помочь участникам генерировать как можно больше креативных идей,

помочь участникам научиться использовать упражнения для генерации идей. 

Суть техники

Техника может быть использована для создания идей в различных видах деятельности и в разных группах. Она предназначена для использования любыми людьми во всех возрастных группах и сообществах. Эту технику легко понять и реализовать. Поэтому ее можно применять и ученикам в школе и детском саду, где упражнение “Круг благоприятных возможностей” использовать как творческое занятие. И руководителями компаний, где упражнение используется в качестве решения проблем.

”Круг возможностей” – это метод морфологических принудительных связей. Он основан на случайной комбинации атрибутов проблемы, и акцентуации на отдельных элементах. Случайные связи выбираются с помощью игровых кубиков. А выборочная концентрация внимания позволяет изменять наше восприятие действительности.

Посадка самолета – деликатная, опасная операция, требующая точности в обращении со временем, внимание к деталям. Поэтому авиадиспетчеры приземляют только один или два самолета одновременно. Если движение очень интенсивное, то рейс “висит” над аэропортом, ожидая разрешения посадки. Создание идей также должно быть деликатным. Круг возможностей случайным образом выделяет один или два атрибута вашей задачи для всестороннего рассмотрения. Все остальные атрибуты остаются «сложенными», что позволяет вам понять или «внедрить» новую идею.

Если вы сосредоточитесь достаточно долго на одной фигуре, то установите множество взаимосвязей.  И ваша цепочка рассуждений будет длинной и разветвленной.

Используя избирательную концентрацию, вы позволяете вашему мозгу преобразовывать круги в различные новые формы, придавая им новые значения. Концентрированное изучение одного или двух случайно выбранных атрибутов позволит вашему мозгу преобразовать существующую информацию в новые отношения и значения, что приведет к оригинальным идеям и идеям.

«Круг возможностей» проводится в небольших группах по четыре-семь человек. Можно делать и в одиночестве, но это ограничивает количество креативных решений. Поэтому можно попросить друзей потратить полчаса, чтобы вам помочь. В каждой группе должен быть набор кубиков, маркеров, клейкая лента для размещения листов, офисный мольберт с перекидными листами. Каждый участник должен иметь один лист из трех разных цветов наклеиваемых точек и блокнот. Работа занимает около 30 минут.

Техника использует формулу мозгового штурма, но вводит ассоциации или отношения, которые являются важными аспектами латерального мышления.

Круг благоприятных возможностей

Алгоритм проведения техники “круг благоприятных возможностей”

1. Как можно четче сформулируйте основную задачу. Попросите группу записать свои предложения о задаче, основных идеях и результатах.

2. Нарисуйте круг и пронумеруйте от 1 до 12, как на циферблате часов.

3. Попросите группу составить список из двенадцати атрибутов, которые связаны или не связаны с их проблемой Атрибуты могут быть общего плана, т.е. касающиеся отрасли или большинства проблем. Или касающиеся только ее. Связанные атрибуты описывают основные особенности проблемы. Например, рекламная кампания для авиакомпаний может включать такие атрибуты, как люди: расходы, поездки и аэропорты. Несвязанные атрибуты: вещество, структура, цвет, форма, текстура, звук и политика. Скажите группам написать каждый атрибут рядом с одним из чисел.

Например

4. Бросьте пару кубиков (или один кубик), чтобы выбрать первый атрибут, на котором нужно сфокусироваться 

5. Бросьте пару кубиков, чтобы выбрать второй атрибут. Р.S. Если у вас нет игр, откуда можно взять кубики, то есть онлайн-генератор кубиков, можете использовать его (https://online-generators.ru/dice).

6. А теперь рассмотрите эти атрибуты по отдельности и в сочетании друг с другом. Старайтесь абстрагироваться от реальности. Рассмотрим атрибуты, как по отдельности, так и в сочетании, чтобы найти связь между этими двумя атрибутами. Обсудите отдельные атрибуты и их взаимосвязи после того как запишите. Начните с вашей первой идеи об атрибуте и продолжайте устанавливать связи. Свободное взаимодействие должно быть похоже на вождение автомобиля по длинной кривой, пока вы не достигнете чего-то стоящего. 

Распространение ассоциации напоминает круги на воде, которые возникают когда вы бросаете камень в речку. Величина возмущения воды зависит от размера камня и количества времени, прошедшего с того момента, как камень вошел в воду. Распределение ассоциаций зависит от силы начального атрибута и количества времени, которое прошло с момента выполнения упражнения. 

Запишите ассоциации по мере их возникновения.

Рисунок показывает, как атрибут «желтый» разветвляется на цепочки ассоциаций.

Цепочка ассоциаций получаемая с помощью "круга благоприятных возможностей".

7. Ищите связи между своими ассоциациями и стоящей перед вами проблемой.

Найдите связь между вашей ассоциацией и вашей задачей. Спросите себя:

  • Какие ассоциации у меня появились?
  • О чем мне напоминают ассоциации?
  • Какие аналогии я могу сделать из ассоциаций?
  • Каковы отношения между ассоциациями и проблемой?
  • Есть новые идеи?Может быть посмотреть на все это под иным углом зрения?

“Круг благоприятных возможностей” ведет вас к изучению ассоциаций и связей, которые обычно не используются для решения ваших задач. Это увеличивает вашу вероятность восприятия проблемы по-новому.

Читать также:

Как придумывал идеи Маркус Зусак?

Творческая стратегия доктора Сьюза.

Как начать мыслить нестандартно и развивать креативное мышление.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *