Мифологическое мышление. Особенности.

mifologiya

Мифологическое мышление имеет свои особенности. Оно немного другое. Но до сих пор мы можем видеть воздействие мифа на человека. Оно никуда не делось и воздействует на нас, даже современных. Мифологическое сознание-древнейший тип общественного сознания. Общественное сознание является частью личного сознания. Мы не можем жить без общества, именно общество, в частности, благодаря мифам приучило нас мыслить таким образом. Общественное сознание частично определяет то, как мы видим мир, как мы к нему относимся, как объясняем. И какое место в этом мире отведено нашей группе и нам лично.

Чтобы отождествить и понять сущность сознания с мифологическим типом, необходимо правильно представить сам феномен мифа. В простейшем смысле миф – это история, объясняющая процесс или явление окружающего мира. Итак, мы знаем много историй о любви и смерти, явлениях природы, человеческом поведении (преданность и предательство, например).  

Древние мифы имеют черты художественности и иногда передаются в поэтической форме. Несмотря на это, они содержат элементы научного знания, философии и религии. Это объяснение мифа несколько отличает его от сказки, но между ними существует большая разница в восприятии слушателя: человек воспринимает миф как истину, основанную на вере, общественным авторитетам и сопереживании героям.

Сильная опора на авторитеты, опыт общества появилась благодаря эволюции. Когда-то первые люди опытным путем вывели, что можно использовать какие-то предметы для улучшения своих способностей. Потом случайную находку они превратили в изготавливаемый инструмент. Позднее это надо было улучшить.

Но опора на авторитет общества не прошла не для человечества даром, это сказалось на восприятии людей. Часто мы игнорируем свои ощущения, если они не соответствуют общественным и больше верим авторитетам и другим людям, чем себе. Подробнее об этом с статье Почему мы делаем глупости, где перечислены результаты некоторых социально-психологических экспериментов.

Наш разум-продукт социальной и биологической эволюции. Поэтому обманываться, чтобы быть принятым обществом, для него нормально. Обман чаще всего опирается на социальные авторитеты, опыт общества и/или родную кровь. Если вы манипулируете этими вещами, то люди вам поверят(почти безоговорочно).

За тысячи поколений палки-копалки превратились в программы для обработки данных, медицинские аппараты, роботов, компьютеры, айфоны и т.д. А для того, чтобы это стало возможно, надо было чтобы знания накапливались, обобщались. Если твое личное знание не соответствует общественному , то оно чаще всего отбрасывалось. Это была одна из главных задач общественного разума, т.к. накопление и обобщение знаний было напрямую связано с выживаемостью группы и даже человеческого вида. Группа людей может лучше размножаться и выживать, если условия жизни будут лучше и полученные ею знания переживут знания, накопленные отдельным человеком.

Большая часть развития человеческого разума объясняется двумя причинами: орудийной деятельностью и групповым сознанием.
Когда человек трудится, то появляются новые знания и новые навыки. Речь человека и разум позволяют распространить знания в группе, передать следующим поколениям. Накопленные знания дают возможность научиться тому, что уже знали предки. Молодой человек только вносит какие-то свои коррективы.

Человек не может отвергнуть опыт группы. Это отбрасывает его назад в развитии. Да и без группы, ее опыта и поддержки выжить сложно. Первобытная община была синонимом слово безопасность, а то и жизнь. Вне группы выжить было практически невозможно, и человек почти полностью от нее зависел. В одиночестве найти еду, защититься от зверей, поддерживать огонь довольно сложно.

В дописьменном обществе существовала проблема с передачей знаний. Но механизм запоминания и передачи информации был найден, причем одновременно в разных местах. Именное первые первые мифы передавали информацию.

абстракция на тему мифологии

Особенности мифологического мышления

Люди, имеющие мифологическое мировоззрение могут объяснить все окружающие явления. В этом случае нет «информационных пробелов», потому что все объясняется с помощью историй, в которые верят. В этом проявляется целостность восприятия мифа.

Мифы имели сходные черты:

Повествования имеют циклическую структуру
Древние люди понимали что существуют циклы: зарождение-развитие-угасание, закаты и восходы солнца, смена времён года, месячные женские циклы и т.д. Если проанализировать современные сказки, то даже там есть отголоски цикличности. Шел за годом год, ребенок рос день за днем, сказки времен года. А некоторые считают что изначальный смысл сказки “Колобок” – изучение циклов Луны или Солнца. Т.е. мифологическое сознание изначально прививает определенное понимание мира. Это правильно с точки зрения существования природы, но может быть не правильно с других точек зрения, к примеру, теории развития.

В примитивное мифологическое мышление содержит символизм, который не менее важен, чем само явление. Поэтому рассказчик используя общественно известные понятия и символы создает повествование, используя циклическую структуру. Циклы считаются важным порождением природы, поэтому повествование подражает природе и описывает их. Или порождением бога-создателя окружающего мира а, значит, рассказ содержит истину, а сам рассказчик является обладателем божественного знания.

В мифологическом мышлении сильно преобладает чувственное и символическое восприятие. Если в научном мире используются понятия, то здесь символы, мифологические образы и знаки преобладают. Символ натурален и чудесен одновременно.


afisha.yandex.ru

Символ жизни- яйцо, зарождения и возражения жизни, примерно тоже означает и зерно; мировое дерево-мироздания, бабочка-души, жизни; лебедь-верности, чистоты и т.д. Есть символы которые могут различаться, но многие имеют аналоги у разных народов, как мировое дерево, которое может быть дубом, ясенем, можжевельником, акацией или деревом неопределенного вида. Символизм выражен не только в мифологии,но и в сказках. В частности очень хорошо просматривается он в сказке Бабе-Яге. Ведь изначально это была не сказка.

Вера в магию-самое яркое выражение мифологического мировоззрения. Здесь человек верит в магические силы природы, ему разрешено использовать ритуалы, чтобы убедить высшие силы быть на его стороне, что, по его убеждению, может облегчить состояние его дел и поддержать в трудной ситуации.

Старые люди были ценны, тем, что могли передать знания. Они очень ценились именно из-за опыта, знания мифов. Особенно это было актуально в дописьменном обществе. А слушающий получал моральные, общественные, трудовые ориентиры и мнемонические правила для запоминания. Самое интересное, что практически те же правила мнемоники используются и сегодня.

Мифологическое сознание-это единство сверхъестественного и реального. В мифе это неразделимо. И одинаково важны обе части.

Знания в группе передаются с опорой на социальные авторитеты. Мифологическое мышление должно было на что-то опираться, в мифах слова опираются на авторитет духа, предка, известную историческую личность, героя. Само повествование построено так, как будто оно случалось на самом деле. И если повторить в той-же последовательности, то можно получить тот -же результат. На этом построена первая магия. В частности, первые растения появились в домах как символ природы, будущего урожая. Их надо было поливать, за ними ухаживать, чтобы природа дала больший урожай. Лишь позднее их стали высаживать для того, чтобы получить урожай реальный.

Кстати, их выращивали в горшках, откуда и пошла традиция выращивать домашние растения.

Для сплоченности и успешного развития группового мышления нужно было появление группового сознания. Далее его развивали групповое давление, наличие авторитета, некритичность к понятиям и отсутствие внешнего контроля, привлекательность самого повествования. Все эти черты были и у первых мифов, в дальнейшем мифологическое сознание только расширяло и углубляло свое влияние.

Накопленные знания и истории были основой самоидентификации группы, общности, способ отделить “их” от “нас”. Для наших далеких предков разница была в сумме и разнице знаний, именах духов, предков, дающих знания, первых божеств. Это понимание прослеживается от первых культовых захоронений до современных национальных культур, через пантеоны языческих богов и списки книг монотеистических религий. Свой-тот, кто знает общих богов, обычаи, национальную культуру.

Мифологическое мышление играло важную роль в передаче знания, а сама передача имела важное значение человека и общества и основывалась передаче от авторитета (бога, духа, предка). Поэтому в каждом из нас отражается мифологическое сознание и страсть к авторитетам.

Отношение к морали. У древних людей отношение к моральным нормам и принципам было немного своеобразно, вернее, мы понимаем как своеобразное, исходя из моральных принципов и понимания сегодняшнего дня. У них существовала племенная мораль, т.е. мораль для своих и мораль для чужих. Но тут даже далеко в мифологию уходить не надо. Остатки этого существуют в современных религиях. Вы можете посмотреть даже на Тору, Новый завет и последнее, что появилось из мировых религий. В Торе вы увидите приоритет евреев, по сравнению с остальными. И кредиты давать можно всем, кроме евреев. Хотя, современные верующие с успехом обходят этот закон, да и многие другие тоже. Убивать своих нельзя-чужих-можно. Отчетливо это пошло именно оттуда. И можете вспомнить что Иисус сначала вещал для евреев и его мораль была для его племени. Кого можно убивать в Коране? Язычников, но! не перед мечетями и храмами. Потому что христиане, не смотря на конфликты, воспринимались как морально близкие. Отголоски этого мы можем прекрасно видеть до сих пор в мифологическом мышлении современников.

Миф, содержащий стереотипы, символы, понятия-это древний механизм передачи знаний. Миф зарождается не просто так, он выстрадан человечеством в тысячелетней эволюции передачи знаний. Механизмы появления и передачи знаний похожи в разных культурах, даже не имеющих связи друг с другом. Миф проник глубоко в наше сознание, мифологическая структура окружающего мира-отражение способа мыслить человека. Через многие черты мифологического сознания и понимания мира, можно выявить эффекты, которые вызывают миф.

Читайте продолжение эффекты мифологического сознания

Читать также:

Анализ пословиц

Баба-Яга.Интересное.

Почему люди верят в теории заговора?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *