Что такое метод мозгового штурма?

Мозговой штурм на рабочем месте
Мозговой штурм на рабочем месте

Мозговой штурм или метод мозговой атаки-является одним из эффективных способов нахождения новых, творческий идей. Он используется везде: в рекламе, в диджетал, производстве, творчестве. Новые идеи и креативность могут быть применены всюду.

Как часто вы использовали методы мозгового штурм для решения проблемы? Думаете не использовали?Скорее всего, применяли несколько раз, даже не осознавая этого. Просто в упрощенной форме.

Некоторые люди используют части метода, не очень разбираясь в конкретике. Однако вам нужно правильно использовать метод мозгового штурма, чтобы он был более эффективным.

Появление методики

Метод мозгового штурма был создан менеджером по рекламе, Алекс Осборн разработал оригинальный подход и опубликовал его в своей книге 1953 года “Прикладное воображение”. С тех пор исследователи внесли много улучшений в его оригинальную технику.

Мозговой штурм сочетает в себе расслабленный, неформальный подход к решению проблем с подсознательных образов и идей.  Люди в результате мозгового штурма высказывают различные мысли и идеи по поводу вопроса или проблемы. Некоторые мысли и идеи которые на первый взгляд могут показаться немного сумасшедшими, пригодятся в дальнейшем, в штурме важно их количество и последующая обработка. 

Некоторые из этих идей могут быть превращены в оригинальные, творческие решения проблемы, в то время как другие могут вызвать еще больше идей. Это помогает освободить людей, “выбивая” их из привычного стереотипного мышления.

Поэтому во время мозгового штурма люди должны избегать критики или озвучке идей. Вы пытаетесь открыть возможности и разрушить неверные предположения о пределах проблемы. Суждение и анализ на этом этапе тормозят генерацию идеи и ограничивают творческий потенциал.

Зачем использовать мозговой штурм?

Мозговой штурм обеспечивает свободную и открытую среду, которая поощряет всех к участию. Причудливые и необычные идеи тоже приветствуются и всем участникам предлагается внести свой вклад, помогая им разработать широкий спектр творческих решений.

Во время решения проблем участники мозгового штурма приносят в игру разнообразный опыт членов команды. Это увеличивает богатство исследуемых идей, а это означает, что вы часто можете найти лучшие решения проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

Мозговой штурм может помочь вам получить поддержку от членов команды для выбранного решения – в конце концов, они, скорее всего, будут более привержены подходу, если будут участвовать в его разработке. Более того, поскольку мозговой штурм – это весело, он помогает членам команды объединяться, поскольку они решают проблемы в позитивной и полезной обстановке.

Этот метод может быть эффективным, но важно подходить к нему с пониманием его особенностей и духом неосуждения. Если вы этого не сделаете, люди «замолчат», количество и качество идей резко упадут, и моральный дух может пострадать.

Проведение мозгового штурма

Мозговой штурма это метод для придумывания новых идей. Управленческих, творческих и т.д. К примеру, нам надо придумать варианты применения дырокола. Вроде все понятно, дырокол нужен для того, чтобы им делать отверстия в бумаге. И тут у некоторых появляется ступор(особенно если они еще не участвовали еще в мозговых штурмах). Или ступор может наступить позднее, когда все очевидные идеи будут озвучены. После ступора как раз часто и идет креатив.

Хотя это и не обязательно, иногда хорошие идеи могут быть высказаны и с начала. После высказывания первой необычной идеи люди обычно “просыпаются” и начинают активно их генерировать. Давайте вернемся к примеру с дыроколом. Что тут можно придумать? Дыроколом можно колоть орехи, подставить под окно, чтоб оно не закрывалось, придавить бумагу чтоб не улетала, использовать как груз для засолки огурцов, использовать как копилку, забивать гвозди, использовать как маленькую гирьку и т.д. Если вы еще ни разу не участвовали в мозговом штурме, -включайтесь и придумайте 2-3 способа его применения.

Постановка проблемы

Это предварительный этап на котором описывается ситуация, формулируется проблема, описываются правила, выбирается ведущий.

Генерация идей

  • После постановки проблемы каждому участнику предлагают выказывать идеи. Обычно сначала высказываются все по очереди. Но когда у других идеи заканчиваются, есть люди у которых идеи остались. Они должны высказать их все. Ограничений по количеству идей не должно быть. Только ограничение времени проведения. Обычно от 10 до 40 минут, если члены группы знакомы. Если нет, то существует такая градация: Мозговая атака – 1 – 1,5 часа. Мозговой штурм – 3 – 4 часа. Мозговая осада – от одного до нескольких дней. Это не значит что люди в течении 3-5 дней сидят в одном помещении и выдвигают идеи, это означает много подходов. Иногда до 3 в день.
  • Главное на этом этапе количество идей. Чем больше-тем лучше. Здесь не должно быть никакой критики. Ни от ведущих, ни от друг друга, ни от самого предлагаемого идею. Критика сбивает творческий настрой. Приветствуются все идеи. Даже абсурдные.
  • Обсуждение идей. На этом этапе приветствуется обсуждение идей. Каждую идею разбирают. Существует 2 варианта. С критикой и без. Даже странные и абсурдные идеи иногда дополняют или изменяют так, что они становятся вполне эффективны. Вариант с критикой проходит сложнее, но сразу видны минусы определенной идеи.
  • Отбор и оценка идей. Отбор может идти с участием членов мозгового штурма или только руководителя.

Бадминтон

Суть его точно такая же, но участвуют человека. На 3-м этапе идеи перекидываются от одного к другому и дополняются пока дополнения не закончатся. Потом берут следующую идею. Иногда бывает довольно эффективен, но применяется не часто. Обычно самыми эффективными считаются групповой штурм и индивидуальный.

Индивидуальный мозговой штурм

Индивидуальный мозговой штурм к котором принимает участие 1 человек. Обычно не проводится больше 40 минут! Хотя можно проводить и полтора часа. Но мозг сильно перенапрягается. Если вы много не придумали за 40 минут, то лучше сделать несколько подходов.

Иногда индивидуальный мозговой штурм производит больше – и часто лучше – идей, чем групповой мозговой штурм. Это может происходить из-за того, что группы не всегда строго следуют правилам мозгового штурма, и в них закрадывается не совсем правильное поведение. В основном это происходит потому, что люди уделяют столько внимания другим людям, что не генерируют собственных идей – или они забывают об этих идеях, ожидая своей очереди говорить. Это называется «блокировка».

Кроме того, когда вы проводите мозговой штурм самостоятельно, вам не нужно беспокоиться о мнениях других людей, и вы можете быть более свободными и более креативными. Но вместе с тем, у вас нет опыта и различного взгляда на проблему.

Для создания новых идей, кроме мозгового штурма, существуют другие методики, к примеру, творческая стратегия доктора Сьюза, Маркуса Зусака, метод Леонардо да Винчи, раскадровка Уолта Диснея, круг благоприятный возможностей и т.д. А сегодня творчество часто превращается в собрание и компиляцию уже существующих идей. Как в случае с постмодернизмом, созданием новых технологий и новых религий, главное чтобы мышление было нестандартным, и тогда можно создать что-то новое на основе старого. Подробнее про нестандартное мышление.

Читайте так-же:

Как мыслить нестандартно и развивать креативное мышление.

Что мешает думать правильно и ясно мыслить?

Как облегчить принятие решения?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *