Парадокс выбора

Выбор

Существуют различные факторы которые помогают нам ничего не делать и прокрастинировать. Одним из них называют “параличом анализа” или “парадоксом выбора”. А если нам надо выбирать много и часто, то чрезмерная мыслительная деятельность убивает нашу продуктивность.

Основными факторами, которые следует учитывать с практической точки зрения, являются следующие:

  • Чем больше вариантов у вас есть, тем сложнее вам будет выбирать. По сути, чем больше вариантов вы выберете, тем сложнее будет вам оценить их и решить, какой из них предпочтительнее.
  • Чем больше ваши варианты похожи друг на друга, тем сложнее вам будет выбирать. По сути, чем больше схожих доступных вариантов и чем ближе они по стоимости, тем сложнее будет вам решить, какой из них лучше, особенно в тех случаях, когда нет одного варианта, который явно предпочтительнее других.
  • Чем важнее выбор, тем труднее вам будет выбирать. По сути, чем выше последствия принятия решения, тем сложнее будет вам принять окончательное решение, так что вы, как правило, с большей вероятностью откладываете принятие важного решения, чем малое.

Принятие решений истощает мозг

Важно помнить, что каждый раз, когда вам приходится принимать решение, вы в какой-то степени истощаете свои умственные ресурсы, особенно если вы склонны к нерешительности. Соответственно, чем больше решений вы должны принять в течение определенного периода времени, тем больше вы истощаете свою способность к самоконтролю и тем выше вероятность того, что вы откладываете принятие будущих решений.

Тут можно вспомнить миллиардеров и известных людей которые покупают одинаковую одежду на каждый день. Делают они это не просто так, а с определенной целью: снизить количество решений принимаемых ими в день. К примеру, Марк Цукерберг, Ричард Брендсон, Барак Обама. И даже женщины этому подвержены, к примеру, топ модель Бар Рафаэлла. Есть методы облегчить принятие решений, к примеру эти 10 способов.

Сегодня Гугл и Яндекс могут выдать нам огромное количество информации, и мы можем ее получить даже не прилагая особых усилий. Но, это не облегчило процесс принятия решений. Теперь мы сами в состоянии изучить плюсы и минусы каждого варианта, доступного нам. Простой поисковый запрос может открыть черную дыру неизвестности, что может закончиться часами изучения информации и еще более нас запутает.

Психолог Барри Шварц придумал фразу “парадокс выбора”, чтобы описать его последовательные выводы, согласно которым, хотя расширенный выбор позволяет нам достичь объективно лучших результатов, он также ведет к большей тревоге, нерешительности, параличу и неудовлетворенности.

А сам парадокс состоит в том, что чем больше у нас выбора, тем меньше мы удовлетворены тем, что выбираем.

Читайте также:

Парадокс Стокдейла. Почему оптимисты не выживают?

Почему умные люди делают глупости?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *