Почему мы любим играть в жертв. Треугольник Карпмана

malenkie barashki.igra v gertvu

Существует 3 роли: жертва, спаситель и преследователь. Все они взаимосвязаны и существовать могут только совместно. Каждая роль предписана, но ролями люди могут меняться.

Треугольник Карпмана

Жертва

gertva-ovechka

Жертва— это тот, кто постоянно требует спасения: помощи, материальной и/или моральной поддержки. Она ведет так, как будто ее преследуют, обижают. Жертву надо вытаскивать из передряг, давать денег, спасать от алкоголизма, наркомании, армии, полиции и тд и т.п. Жертва та, у кого все вокруг виноваты в том, как он живет, если ему не помогают. И если даже помогают, то помогают плохо или мало.

Потому что если б они хорошо помогали, то он бы не пил, жил богато, нашел свою семью, хорошую работу и т.д. Жертва не чувствует ответственности за свою жизнь. Она может только поплакать, пожаловаться. Но менять жизнь она не хочет. Если даже хочет, то дальше желания это не идет.

Позиция жертвы: жизнь-есть страдание, меня все обижают, помогите. Но скорее всего, и вы не захотите.

Спаситель

spasitel-panda

Спаситель-этот тот, кто вечно спасает: помогает материально, морально, причем в ущерб себе. Кто спасает мужа алкоголика, не думая о себе. Кто постоянно вытаскивает друга из передряг бросая семью и свои дела. Кто чувствует обязанность помогать и ответственность за других. С ответственностью за свою жизнь, свое материальное положение все хуже, ее нет или почти нет.

Позиция спасителя: позвольте вам помочь?

Преследователь

presledovatel-tigr

Преследователь(гонитель)-обвиняет жертву во всем. Преследователь кричит и критикует, но не предлагает решения. Он может устанавливать ограничения, быть жестким, авторитарным, но не помогать. Даже в своих неудачах и своих ошибках он будет обвинять жертву,, чтобы почувствовать себя сильнее. Гонитель-бывшая жертва с которым жестоко обошлись или не удалась жизнь.

Позиция гонителя: ты сам во всем виноват!

Анализ треугольника Карпмана

Треугольник Карпмана был создан на основе ролей Э. Берна: родитель, взрослый, ребенок-поэтому они чем-то похожи. И как и там, все участвующие получают компенсацию за участие в игре.

Спаситель кажется себе хорошим потому, что считает что помогает другим. Его самооценка зависит от его «хорошести» в глазах других. Он должен постоянно помогать, чтобы чувствовать себя нужным. И одновременно он хочет чтобы жертва от него зависела. Он действует подсознательно, четко не понимая своих мотивов. Гонитель -чувствует выгоду в том, что не ощущает себя жертвой. Он защищается от агрессивного поведения других и этим компенсирует свою беспомощность.

Все участники треугольника Карпмана получают выгоду от того, что в этом участвуют. И все в конченом итоге превращаются в жертву. Решение одно-выйти из треугольника. Поэтому треугольник и назван драматическим.

Но, самое выгодное быть жертвой. Причем быть жертвой человек начинает не только в этих отношениях. Он жертвой становится пожизненно, если не может взять на себя ответственность за свою жизнь. Я бедный, я несчастный, никому не нужен. От меня ничего не зависит. Я беспомощный, ничего не могу и ничего не умею. И все кругом виноваты в том, как я живу.

И государство и мода, природа, и другие злые люди. И ничего-то сделать нельзя. Если, конечно, мне кто-то не поможет, но таких мало. Жертва видит нарушение ее прав и свобод во всем чем можно(и даже нельзя). Она додумывает что люди делали, что думали, как хотели ее обидеть. И даже подсознательно склоняет других людей нарушить ее права. Ей надо увидеть что мир плох, и она любыми способами видит это. Жертва склонна к депрессии, меланхолии. И наслаждается ими.

Она очень боится начать что-то новое. Страх нового дела есть у всех, но особенно он силен у жертвы. До такой степени, что она ничего не предпринимает для изменения ситуации. По мнению жертвы мир жесток, и она не готова к таким рискам. Впрочем, жертва не готова к любым рискам, просто боится себе в этом признаться. Боится она и успеха, вдруг что-то кардинально поменяется в жизни? Страх успеха происходит из того-же корня,-сильной неуверенности в себе.

Жертва по жизни-это когда весь мир вокруг тебя виноват и все тебе должны.

Треугольник Карпмана

Есть такой тест для детей. Там всего 2 рисунка. На одном мальчик бежит, на втором спотыкается об скамейку и падает. Детей спрашивают, кто виноват в том, что мальчик упал?Ребенок подсознательно ассоциирует себя с рисунком и говорит именно про себя. В 3-4 года ребенок говорит, что виновата табуретка. А в 6-7 отвечает, что виноват сам мальчик.

Т.е. ребенок в 3 года врезаясь в табуретку думает, что виновата табуретка. И в этом случае он может он только плакать и мама, папа, бабушка, дедушка должны подуть на ранку и пожалеть. В лет 6-7 он понимает, что сам виноват, что он быстро бежал и не заметил. Или сам поставил табуретку. И что надо табуретку убрать, чтобы следующий раз в нее не врезаться. Так вот, это и есть основная разница между ребенком и взрослым, между жертвой и сознательным человеком. Сознательный человек понимает, что ошибся сам, что не получилось потому, что он сам что-то сделал не так.Внешние причины могут тоже влиять, но главное сам человек и его способности, стремления и умения. У жертвы же проблемы и с мотивами и локусом контроля, она не может даже нормально мотивировать себя что-то сделать.

Выгодно быть и спасителем. Ну, до определенного момента, конечно. Как часто вы делаете добро, а потом оказываетесь виноватым? Я делаю добро, помогаю людям, а они не ценят. Я ему помогал, давал все время денег, ходил каждый день в больницу, спас от алкоголизма и т.д. А сейчас меня никто не любит и не ценит. Это поведение жертвы. Причем тут жертва получилась из спасителя. Отец, который строго-настрого запрещал гулять после 9, ежедневно заставлял заниматься по 6 часов. Этим он компенсировал отсутствие образования у себя и свое плохое материальное положение. А когда дети выросли, бросили- он стал жертвой. Потому что позиция спасителя: как бы чего не вышло. Спаситель живет прошлым, опирается на предыдущий негативный или реже позитивный опыт.

Спаситель спасает жертву потому, что жертва слабая, больная, сама не справится. Кто поможет, если не я? Спаситель чувствует себя хорошо, когда у жертвы все хорошо. Иначе он чувствует себя виноватым. Спаситель-контролер. Но от его контроля жертве особо луче не становится. Она решает мелкие, малозначащие задачи. Но жизнь не меняет. Кроме того, спаситель не видит никакой отдачи от жертвы, что периодически его напрягает. А в отношениях должны быть отдача.

Гонитель тоже получает свою выгоду. Гонитель больше всего прав в треугольнике, но делает и говорит это грубо, так, что жертва чувствует себя еще более несчастной. Гонитель жалеет спасителя, но не жертву. Он не понимает, зачем жертву спасать, если она сама во всем виновата.

Но он компенсирует свою слабость тем, что видит кого-то слабее себя и нападает агрессивно на жертву. Этим он временно поднимает самооценку. Но такие нападения дают только временный результат, приходится это делать постоянно. Кроме того, гонитель склонен критиковать и других.

Интересное видео по теме: Выступление Ставена Карпмана

Кто виноват и что делать? Выход из треугольника Карпмана

Треугольник-отличное пространство для манипуляций, здесь каждый использует друг друга. Но жертва стала жертвой не просто так. Скорее всего, ее научил быть жертвой в ее семье. Жесткие контролеры, преследователи и/или манипуляторы. Они учили ребенка быть удобным. А не быть правым, не наслаждаться жизнью, не совершать ошибки и исправлять, не делать самому. Они учили бояться нового, неизвестного. Удобный ребенок который хорошо учиться, не задает лишних вопросов, хочет есть, какать, спать в удобное время. А не когда хочет. Они подавляли его» Я сам», когда он хотел делать сам, без объяснения почему сейчас » Я сам не подходит». Такие дети не делали чего-то, или делали что не хотят, чтобы не расстраивать маму, папу, дедушку, когда они ими манипулировали. Но удобный человек становится не на время, а на на всегда. Подумайте, что из этого было в вашей жизни? И попробуйте каждую ситуацию несколько раз проиграть по-другому в голове.

Поймите, что вы никому ничего не должны изначально. И вам никто ничего не должен. Если вы хотите что-то добиться, то вы должны это делать сами и для себя. Если не хотите, если у вас это вызывает неприятные чувства- не делайте. Но подумайте, изменит ли вашу жизнь то, от чего вы отказываетесь? Если другой хочет чего-то добиться, то он должен это тоже делать самостоятельно. Вы можете только немного помочь. И то, только тогда, когда человек вам сам, лично об этом попросит. Нести пользу людям не надо, каждый ответственен за свою жизнь сам.

Никто и ничего не должно соответствовать вашим ожиданиям. Ни мир, ни люди, ни телевидение, ни медицина, не интернет. Они такие какие есть. Если вас не устраивает, у вас есть 3 выхода: а)не пользоваться, не общаться, б) найти другой, другую, другое или в) сделать самому лучше: пожаловаться на работу поликлиники в вышестоящие инстанции, создать свой мед.центр, сделать самому свой квартал лучше, написать жалобу в ЖКХ и т.д

Не помогайте никому, пока у вас лично не попросили помощи. И лучше помочь сделать, чем самому сделать за кого-то. Перестаньте думать, что вы лучше все знаете, без ваших ценных советов мир не рухнет. Научитесь отказывать людям. Иначе вы быстренько сами превратись в жертву.

У всех людей в треугольнике проблемы с самооценкой. В особенности у жертвы. У гонителя и спасителя есть компенсаторные механизмы. У жертвы их нет вообще. Только еще сильнее пожалеть себя. Прочитайте что такое самооценка и от чего зависит самооценка и посмотрите бесплатные курсы повышения самооценки. Для любого из треугольника будет лучше первый, ну +можно взять еще какой-то.

Прочитайте книги Э.Берна «Игры в которые играют люди, люди в которые играют в игры» и С. Карпмана «Жизнь свободная от игр». Если вы действительно готовы менять жизнь,-они вам помогут

Также прочитайте про осознанное саморазвитие и о том, что мешает нам думать правильно и ясно мыслить.

Если вам трудно самостоятельно выбраться из треугольника, то возможно вам нужен хороший психолог.

Читайте также:

Менталитет жертвы.

Жизненный пример жертвы

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *