Теории интеллекта в психологии

Интеллект

Хотя интеллектуальные способности-одна из самых обсуждаемых тем в психологии, точного определения его нет. Да и не будет, наверное, ведь чем сложнее понятие, тем сложнее его точно описать. А каждое определение будет показывать какую-то грань понятия. Но есть несколько теорий, которые помогут понять, что это такое. Некоторые исследователи предположили, что интеллект — это общая единственная способность. Другие считают, что он включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.

Что такое интеллект

Понятие интеллекта было спорной темой на протяжении всей истории психологии. Несмотря на значительный интерес к этой теме, до сих пор существует масса разногласий. Кроме вопросов о том, что включает интеллект и как его определить, существует вопрос, а можно ли его вообще определить?

Теории интеллекта дают понимание намного лучше, чем определения. Важные моменты интеллекта: способность учиться на собственном опыте, запомнить и использовать в нужный момент знания. Распознать проблемы и задачи. Чтобы использовать знания, человек должен уметь определять возможные проблемы, которые необходимо решить. Решать задачи. Человек должен быть в состоянии использовать то, чему он научился, чтобы придумать выгодное решение проблемы, которую он заметил. Все это укладывается в понятие интеллекта.

Интеллектуальные способности включают в себя:

способности к логическому мышлению, рассуждение, решение задач, проблем и планирование.

Психологи часто расходятся во мнениях относительно определения и причин интеллекта, исследования интеллекта играют значительную роль во многих областях. Эти области включают решения о том, сколько средств следует выделить на образовательные программы, использование тестирования для отбора кандидатов на работу и использование тестирования для выявления детей, которым требуется дополнительная академическая помощь.

На этом сайте можно пройти небольшие бесплатные курсы по улучшению самооценки, изменению мышления, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, креативности, ораторскому мастерству и т.д. Что, безусловно, повысит ваши интеллектуальные способности.

Краткая история

Теории интеллекта

Термин «коэффициент интеллекта» или IQ был впервые введен в употребление в начале 20 века немецким психологом Уильямом Стерном.

 Психолог Альфред Бене разработал самые первые тесты интеллекта, чтобы помочь французскому правительству выявить школьников, которым требовалась дополнительная академическая помощь. Бине был первым, кто ввел понятие умственного возраста или набора способностей, которыми обладают дети определенного возраста. 

С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, который привел к разработке многих других тестов на умения и способности. Тем не менее, это по-прежнему вызывает споры и споры по поводу использования такого тестирования, культурных предубеждений, которые могут иметь место, влияния на интеллект и даже самого способа, которым мы определяем интеллект.

Основные теории интеллекта

Это далеко не полный список теорий интеллекта, но самые популярные и больше всего дающие понимание о интеллекте и трансформации понятия интеллекта.

Общая теория интеллекта

Британский психолог Чарльз Спирмен (1863–1945) разработал двухфакторную концепцию интеллекта, которую он назвал общим интеллектом или g-фактором. После использования методики факторного анализа, для проверки тестов умственных способностей, Спирмен пришел к выводу, что результаты этих тестов были очень похожими.

Люди, которые хорошо справились с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись с другими тестами, в то время как те, кто показал плохие результаты по одному тесту, как правило, плохие результаты получали и по другим. К примеру, существует сильная корреляция между успехами в математике и музыке, и Спирмен решил, что этот фактор-общий интеллект. Он пришел к выводу, что интеллект — это общая когнитивная способность, которую можно измерить и выразить численно. Так-же Ч. Спирмен вывел, что существует единый g-фактор, который представляет общий интеллект человека по множеству способностей, и что второй фактор, s, относится к конкретным способностям человека в одной конкретной области. Поэтому эту теорию называют двухфакторной теорией интеллекта.

Простой и веселый способ повысить интеллектуальные способности

Основные умственные способности

Основные умственные способности

Психолог Луи Терстон предложил иную теорию интеллекта. Он проанализировав данные 56 различных тестов на интеллектуальные способности и определил ряд основных умственных способностей, которые на его взгляд, и его составляют.

Терстон выделил 7 основных умственных способностей:

  • Ассоциативная память: способность запоминать и вспоминать информацию.
  • Числовые способности: способность решать арифметические задачи и способности к индукции.
  • Скорость восприятия: быстрота обработки информации и способность быстро видеть различия и сходства между объектами.
  • Рассуждение: умение находить правила.
  • Пространственная визуализация: способность визуализировать и представлять предметы в пространстве, манипулировать ими.
  • Вербальное восприятие: способность определять и понимать слова, подтекст
  • Свободное владение словами(беглость): способность быстро произносить слова, рифмовать, разгадывать анаграммы и разгадывать кроссворды.

Это структура интеллекта по Терстону.

Теория интеллекта Паиаже

Теория когнитивного развития Пиаже -это теория развития, она объясняет, как ребенок поэтапно конструирует собственную модель мира. Он не соглашался с идеей о том, что интеллект- фиксированная черта личности, и рассматривает когнитивное развитие как процесс, который происходит в результате биологического созревания и взаимодействия с окружающей средой.

Пиаже выделил этапы, через которые проходит ребенок в своем развитии. Каждый ребенок проходит этапы в одном и том же порядке, и развитие ребенка определяется биологическим созреванием и взаимодействием с окружающей средой, а не развитием речи. На каждой стадии развития мышление ребенка качественно отличается от других стадий, то есть на каждой стадии задействован разный тип интеллекта.

 Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года).Ребенок учиться открывать мир и понимает что у действия есть последствия, учиться манипулировать предметами.

Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет). Мышление становиться символическим, к примеру: карандаш-это градусник, палка-автомат. Символичность-это часть мифологического мышления, чрез которое прошло и человечество. Дооперационное оно названо потому, что маленький человек еще не может воспринять некоторые виды опыта. К примеру, он не до конца понимает закон сохранения, он эгоцентричен и не понимает что существует другой подход, другое мнение.

Период конкретных операций (7 — 11 лет). Ребенок способен манипулировать символами на логическом уровне,объединять предметы в классы, закон сохранения( если разделить пластилин на много маленьких кусочков-его не станет меньше). Может выполнять задания по аналогии, к примеру решать похожие задачи.

Период формальных операций (после 12 лет). Ребенку становиться доступно конкретное и абстрактное мышление(человечество, кстати, тоже к этому пришло постепенно). У него развивается воображение.

Теория множественного интеллекта

Множественный интеллект

Одна из недавних идей — теория множественного интеллекта Говарда Гаднера. Гарднер предположил, что традиционное представление об интеллекте, основанное на тестировании IQ, не полностью и довольно примерно отражает способности человека. Он решил, что существуют скорее отдельные, независимые множественные интеллекты, каждый из которых представляет уникальные навыки и таланты, относящиеся к определенной категории. И интеллект человека-это их сплав. Кроме того его теория учитывает один существенный минус, который был в предыдущих теориях, он говорит о том, что в разных культурах ценятся разные навыки и таланты и есть разные системы образования. Что тоже накладывает тоже определенный эффект умственные способности.

Основных типов интеллекта у Г.Гарднера 8, это:

  • Телесно-кинестетический — способность контролировать движения своего тела и умело обращаться с объектами.
  • Межличностный-способность обнаруживать и соответствующим образом реагировать на настроения, мотивации и желания других.
  • Внутриличностный-способность осознавать себя и соответствовать внутренним чувствам, ценностям, убеждениям и мыслительным процессам.
  • Логико-математический-способность мыслить концептуально и абстрактно, а также способность различать логические или числовые закономерности.
  • Музыкальный-способность воспроизводить и ценить ритм, высоту и тембр.
  • Натуралистический— способность распознавать и классифицировать животных, растения и другие объекты в природе.
  • Вербально-лингвистический-хорошо развитые вербальные навыки и чувствительность к звукам, значениям и ритмам слов.
  • Визуально-пространственный-способность мыслить образами и картинками, точно и абстрактно визуализировать.

Это структура интеллекта по Гарднеру. Подробнее о теории множественного интеллекта Г.Гарднера.

Триархаическая теория интеллекта

Психолог Роберт Штенберг определил интеллект как «умственную деятельность, направленную на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека».

Мое исследование мотивировано прежде всего теорией успешного интеллекта, которая пытается объяснить интеллектуальные источники индивидуальных различий, которые позволяют людям добиваться успеха в своей жизни, учитывая социокультурный контекст, в котором они живут. Успешно умные люди распознают свои сильные и слабые стороны, а затем выясняют, как извлечь из них выгоду и компенсировать или исправить свои слабости.

Роберт Штенберг

Хотя он согласился с Гарднером в том, что интеллект намного шире, чем отдельная общая способность, он предположил, что некоторые типы интеллекта Гарднера лучше рассматривать как индивидуальные таланты. Штернберг приводит примеры людей, которые достаточно талантливы в одной из этих областей, но не столь талантливы в двух других. В этом смысле его подход к области интеллекта чем-то похож на подход Говарда Гарднера.  Штернберг предложил то, что он назвал «успешным интеллектом», который включает три различных фактора: 

  • Аналитический-способность оценивать информацию и решать проблемы.
  • Творческий -способность придумывать новые идеи.
  • Практический способность- адаптироваться к меняющейся среде.

Это структура интеллекта по Штенбергу. Считается, что теория Гарднера и Штенберга самые правильные на данный момент.

Определяя интеллект, обычно берут немного из каждой теории, получается что-то типа: интеллект- это способность адаптироваться к изменяющемуся окружающему миру, умение решать задачи и проблемы, анализировать и запомнить информацию, способность распознавать новые ситуации и применять к ним уже имеющиеся знания. Способность к решению задач и проблем и использование познавательных способностей. Способность находить и придумывать новые идеи.

Дополнительные теории, которые внесли важный вклад в сегодняшнее понимание интеллекта

Теория эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это «способность контролировать свои эмоции и эмоции других людей, различать разные эмоции и соответствующим образом маркировать их, а также использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением. Т.е. у людей, которые хорошо разбираются со своими чувствами и проблемами, как правило развита способность понимать других, а уже из этого выходят навыки управления, лидерские качества и т.д. В общем, это и называют эмоциональным интеллектом. Теорию эмоционального интеллекта разработали Питер Саловей Джон Майер.

Этот вид интеллекта- одна из важных составляющих успеха в обществе. Даже у IQ вклад в успех человек намного меньше.

Эмоциональный интеллект включает:

  • эмпатию
  • самосознание
  • самоуправление
  • социальную осведомленность
  • навыки общения и управление отношениями

Подробнее о эмоциональном интеллекте

Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект

Раймонд Кеттел первый кто предложил идею подвижного и кристализовавшегося интеллекта.

Гибкий интеллект — это способность решать проблемы в новых ситуациях, не обращаясь к предыдущим знаниям, а с помощью логики и абстрактного мышления. Он может быть применен к любой новой проблеме, потому что никаких конкретных предварительных знаний не требуется. По мере того, как ребенок становится старше, гибкость интеллекта увеличивается, а затем начинает уменьшаться(примерно с 20 лет) .

Кристаллизованный интеллект относится к использованию ранее полученных знаний, таких как конкретные факты, полученные в школе, или определенные двигательные навыки или мышечная память. По мере того, как вы становитесь старше и накапливаете знания, он увеличивается.

Разница между двумя видами интеллекта: если вы проходите сложный тест по математике, вы опираетесь на свой кристаллизованный интеллект, он нужен для обработки чисел и значения вопросов, но вы можете использовать гибкий интеллект, чтобы проработать новую проблему и прийти к правильному решению. К примеру, это воплощается в творчестве и создании новых идей. Гибкий может стать кристаллизованным интеллектом.

Новые решения, которые вы создаете, полагаясь на подвижный интеллект, со временем могут превратиться в кристаллизованный после того, как они будут включены в долговременную память.

Тесты на интеллектуальные способности

IQ тест Айзенка

Тест Бене-Симона

Тест на интеллект Кеттела

Шкалы интеллекта Векслера

Армейский альфа и бета тесты

Тест интеллекта Бине. Стенфорд

Тест прогрессивных матриц Ревана

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест механической понятливости Беннета

Тест на социальный интеллект Гилфорда

Тест на типы интеллекта Гарднера

Прочитайте с чего начать саморазвитие и как начать мыслить нестандартно и развивать креативное мышление.

Записаться на вебинар: Как стать продуктивнее, увереннее в себе, меньше есть сладкого, меньше лениться и быстрее достигать целей.

Хорошие и недорогие курсы по креативности и развитию интеллекта от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги.

Читайте также:

Изменение мышления. Изменение привычек

Страх успеха. Что вы получите добившись успешности

Бесплатные курсы по поднятию самооценки и уверенности в себе

Что значит нестандартное мышление? Способность мыслить творчески и нестандартно.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *