Творческая стратегия доктора Сьюза

Тео Гейзель он же Доктор Сьюз

Существует много различных творческих стратегий увеличивающих креативность. Но сейчас мы поговорим об ограничении, как бы странно это ни звучало, но ограничения-тоже стратегия творческой деятельности. Эту стратегию использовали и многие художники, ограничивая использование цветов в картине.

Как использовал стратегию ограничений Доктор Сьюз

Началась эта история с того, что двое мужчин поспорили. Спор этот происходил в 1960 году. Один из спорщиков был Беннет Серф, основатель издательской фирмы Random House, другого звали Тео Гейзель, он же Доктор Сьюз, детский художник писатель и мультипликтор. Б. Серф предложил поспорить на 50 долларов, что доктор Сьюз не сможет написать занимательную детскую книгу, используя для этого только 50 слов. Не знаем, была ли это провокация или Серф реально так думал, но Доктор Сьюз принял ставку и выиграл! Результатом его работы стал выход небольшой детской книги под названием “Зеленые яйца и ветчина”.

Неожиданно книга стала очень популярной. Всего было продано около 20 млн экземпляров книги, что делает его самой популярной из работ Сьюза и одной из самых продаваемых детских книг в англоязычном мире.

Можно предположить, что это была счастливая случайность. Творческий талантливый автор играет в веселую игру с 50 словами и заканчивает тем, что создает хит. Но, на самом деле, в этой истории есть нечто большее, и ее уроки могут помочь нам стать более креативными и придерживаться лучших стратегий в долгосрочной перспективе.

Сила ограничений

Сила ограничений имеет огромную роль в жизни человека. Наши предки учились выживать именно в ограниченных условиях. А сегодня это уже стратегия, и творческая тоже. К примеру, именно так наше общество научилось читать между строк, а писатели и поэты научились между строк выражать свои мысли. Особенно это хорошо развито в странах, где думали одно, а говорили другое, где существовали серьезные ограничения выражению мыслей, авторитарные и тоталитарные руководители. Способность воспринимать и понимать такие тексты уже само по себе развивает творческую жилку у всех. И у читающих, и у пишущих. И Доктор Сьюз тоже почувствовал силу ограничений. И эта творческая стратегия принесла ему успех.

Установление ограничений: денег для бизнеса, слов для книги, время затрачиваемое на работу, количество цветов для картины- часто дает лучшие результаты, чем отсутствие ограничений. Наш мозг знает, что надо как-то выкручиваться , работать усерднее, придумывать что-то необычное- и выкручивается. Вариантов-то других нет и он работает в авральном режиме, он креативит без остановки. Доктор Сьюз обнаружил, что установление некоторых ограничений настолько полезно, что он использовал эту стратегию и дальше. К примеру, его следующая книга «Кот в шляпе» была написан с использованием 250 самых употребляемых слов. Позднее появилась целая серия книг об этом коте.

Ограничения не всегда враг нам

Ограничения заставляют нас их обходить, а зачастую сделать это можно только творчески. К примеру, если вы играете в волейбол, а ваш рост составляет 165см, то вам надо придумать как забить мяч в корзину, а вот человеку ростом 220см. особо думать не надо. Если вы молодая мамочка, то вы найдете кучу креативных способов как приготовить быстро поесть, как заняться спортом между занятностью с ребенком, как быстро убраться. А человеку у которого нет маленького ребенка не нужно что-то придумывать. Т.е. ограничения заставляют искать решение проблемы и помогают творчеству. Хотя, могут использоваться и как отмазка.

Если вы ограничите время на отдых, но выделите на спорт, то вам придется заняться спортом. Если вы решите, что надо каждый день писать по 100 слов,- то будете писать.

Ограничения заставляют нас что-то делать и вдохновляют на творчество

Часто мы проводим время, жалуясь на то, что нас ограничивает:

  • “У меня нет достаточно времени, чтобы потренироваться”.
  • “У меня недостаточно денег, чтобы начать бизнес”.
  • “Я не могу долго сидеть на диете”.
  • “Я не могу бросить эту надоевшую работу”.

Это скорее оправдание перед самим собой. Поэтому такая творческая стратегия как ограничение, не всегда действительно ограничивает нас. У каждого художника есть ограниченный набор инструментов для работы. Каждый спортсмен имеет ограниченный набор навыков для тренировок. Каждый предприниматель имеет ограниченное количество ресурсов, денег и площадей для строительства, продажи или производства. Как только вы узнаете свои ограничения, вы можете начать понимать, как с ними работать и как их обходить.

Читайте так-же:

Метод мозгового штурма.

Почему мы делаем глупости?

Как придумывал идеи Маркус Зусак

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *