Анализ русских пословиц и поговорок

Русские пословицы поговорки и стереотипы

Пословицы и поговорки-это народная мудрость закрепленная в коротких выражениях.

Почему они популярны? Потому что в массе отражают реальность, потому что мы подсознательно верим в мудрость общества. Эта вера человека появилась еще во время распространения мифологии. Дело в том, что миф был первым накопителем и передатчиком знаний. В него вплетались верования, философия, отношение к окружающим, к обществу, к самому себе. Он опирался на авторитет общества: предков, героев. А не поверить обществу-это отступить на ступеньку назад в развитии. Другого источника знаний у человека долгое время просто не было. Поэтому мы подсознательно доверяем авторитетам, общественной мудрости. Кажется мифология властвовала над умами давно, но до сих пор особенности мифологического мышления влияют на нас.

Что мы можем узнать из русских пословиц и поговорок? Типичные черты характера русского человека, как его представляет сам народ, его мироощущение, отношение к власти, церкви, стереотипы мышления и поведения, да и вообще практически все, о чем есть пословицы и поговорки.

Впрочем, часто это касается не только русских, а народов живущих рядом, поскольку они имеют схожие понятия и стереотипы мышления и поведения. Поэтому попробуем совершить краткий анализ пословиц.

Культура сегодня существует в национальной форме выражения. А национальное проявляется из конкретно исторических особенностей жизни народа: географических, социальных, экономических, военных и бытовых. Культура впитывает это все и изменяет человека, а человек культуру, тут трудно даже понять что первично. Но в пословицах и поговорках всегда отражаются особенности народов.

В пословицах и поговорках в сжатом виде содержатся практически все стереотипы мышления и поведения народа, который их создал.

А также соседствующих с ним и перенявших эти отношения. Неизвестно, конечно, украинские мы взяли или украинцы взяли от нас, белорусские мы взяли или наоборот. Стереотипы мышления у этих народов схожи(есть схожие выражения и у татар, башкир и других народов, но их гораздо меньше). Важнее другое, что они в себе несут. Стереотипы мышления- это рамки, шаблоны, которые мы усваиваем от знакомых, родственников, учителей, об этом можно прочитать здесь и здесь. Они действуют двояко, с одной стороны они упрощают процесс мышления, с другой стороны шаблоны и стандарты-это не всегда хорошо. Но, давайте попробуем разобраться что же нам несут поговорки и пословицы.

На этом сайте можно пройти бесплатные курсы изменению мышления, креативности, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, ораторскому мастерству и т.д.

Краткий анализ русских пословиц

Несмотря на маленькое количество слов, пословицы могут содержать довольно глубокие мысли, да еще иногда и с подтекстом. Эти фразы влияют и воспитывают человека на протяжении всей жизни. Интересно, что со временем пословицами или поговорками становятся часто употребляемые фразы из жизни, из кино, литературы. А некоторые становятся малоупотребляемыми, выходят из моды и обихода.

Нашему менталитету присуща надежда на авось, на то, что беда пройдет стороной и нас не коснется. Авось пронесет. Авось да небось, да как нибудь. Моя хата с краю, ничего не знаю.  Хотя: авось да небось до добра не доведут. Авось да небось-хоть брось.
Последние пословицы говорят о том, что русский человек все таки знает, что это плохо. Хотя вариантов когда надеется больше.

Находчивость появилась из-за сохранения старых традиций, неординарного ума и постоянного приспособления к новым условиям. Из топора суп варит. На обухе хлеб молотит, с камня лыко дерёт. Не первый снег на голову. Короче, в этом отношении русский(тут можно подставить и украинец и белорус) просто молодец! Как говорится: не силою ловец одолевает льва, а тем, что ловчая умнее голова.

Леность — так как долгие времена территория России находилась в плачевном экономическом положении, это понятно. И делай, не делай, ничего особо изменить было нельзя. Даже Наполеон, предполагавший закупать продукты у крестьян, это отмечал. Просто закупать было особо нечего. И дорог особо не было. Ну, собственно нищета и мороз и были его первыми серьезными врагами. Кроме того, часть русского народа (теперь русского) долгое время вела кочевой образ жизни и благоустраивать особо смысла не было. Но, в тоже время трудолюбие тоже присуще русским. Работа не волк, в лес не убежит. Ленивому будень чем не праздник? Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону. Но, в тоже время: леность наводит на бедность. Языком не спеши, а делом не ленись.

Религиозность, но религиозность особая. К богу никогда не относились как к Богу. Язычество было скорее похоже на философское учение, как некоторые ветви буддизма, которые даже сейчас не называют религией. Потом приходит религиозность связанная с принятием Русью христианства, а именно его восточной ветви. Но, что самое интересное: русский человек особо на бога не надеется, не боготворит бога (к отдельным индивидам это не относится). И может рассуждать о нем почесывая попу. Возможно отношение такое появилось как раз из-за язычества, хотя, точно утверждать невозможно. Но и то, что церковь у нас спелась с властью и часто продвигает ее интересы, тоже имеет значение. Кабы не бог, кто бы нам помог. С молитвой в устах, с работой в руках. Богу молись, а к берегу гребись. Все мы под богом ходим. Бог даст совет, так и в пост мясоед. На бога надейся, а сам не плошай.

Широкая открытая душа и гостеприимство зависят скорее от географического положения, большое влияние внесла степь. В степи просто так никто не появится, ради того, чтобы свистнуть у вас какой-нибудь ковер или кувшин. Самые гостеприимные люди сейчас живут  на Кавказе. Ну, на гору 3000-4000 метров над уровнем моря никто не пойдет ради того, чтобы украсть метр веревки, радио или овцу. А гости появляются не часто. И именно они являются основными источниками новостей, праздников, интересных и необычных предметов, поэтому их любят и ждут. Я не говорю о поселках, которые стоят у туристических троп, там люди зарабатывают деньги, это совсем другое. У нас на Руси прежде гостю поднеси. Я не видал, как ты ел, покажи (говорит хозяин гостю). Что рушано, да не покушано, — хозяйке покор. Но в тоже время, незваный гость- хуже татарина. Гостям дважды радуются: встречая и провожая. Особенно радует последняя, и что-то типа: надо бы и честь знать; поел, попил и свалил. Типа: гостю рады, но уходить надо вовремя.

Присущи нам и любовь к риску, стремление защитить себя (в том числе и не мирными способами). Она скорее всего возникла из-за того, что Русь и Руссия были большими государствами с плохой экономической и социальной системой, и соседствовали с агрессивными кочевыми племенами. Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. И риск благородное дело.

Семья играет большую роль в жизни человека-и это опять же, скорее всего, из-за плохого экономического положения и еще низкого уровня развития медицины. Русские, украинцы, белорусы замуж выходили рано и жили рядом всю жизнь. Большая семья-это много сыновей и много работников, в старости помогут. А поддержка родных никогда не помешает и братьям, если надо что-то построить. И сестрам, когда надо защитить. Не нужен клад, коли в семье лад. Брат брата не выдаст. Семья в куче, не страшна и туча. В дружной семье и в холод тепло.

Любовь к спиртным напиткам можно объяснить суровыми условиями жизни, малограмотностью, плохим экономическим положением и низким уровнем развития медицины. Хотя водки на Руси не было. Водками называли наливки. Водка пришла с советской властью, которая хотела скрыть свои недостатки и заработать. С пьяных глаз видно-то хуже. Как известно, хочешь скрыть недостатки обеда,- налей мужу рюмочку. Но в тоже время русские понимали, что чуть-чуть это хорошо, но много не надо. Водка-продукт чистый, и как всякий чистый продукт не совсем полезна. Чару пити — здраву быти, другую пити — ум обвеселити, утроити — ум устоити, учетверити — ум погубити. За вино бьют, а на землю не льют. Пить до дна-не видать добра! Пить пиво-сидеть криво! Водку пей, да меру знай.

Стереотипы: барин рассудит; жираф большой, ему видней; и я начальник -ты дурак, ты начальник -я дурак. Появление этих стереотипов мышления обосновано 3 фактами, скорее всего. 1)принятием Руси христианства, с этого момента Русь повернулась на восток , а там с подобострастием относятся к начальству. Вера в хорошего начальника, царя, который все исправит, надежда только на него, оправдание царя. 2) Долгим периодом зависимости от хозяев, феодалов и 3) влиянием Азии, где это традиционно так. Некоторые говорят, что рабство длилось недолго у нас. А другие, что его вообще не было. Но, это несколько неправильный подход. Стоит посмотреть на определение рабства, а потом на судебники, никаких прав у народа не было. И взглянуть на исторические факты, даже Киевские князья не брезговали продавать на крымском рынке рабов. Да и почти на всей территории Руси и Руссии спокойно можно было купить себе человека.

Но была надежда,  та самая надежда на хорошего царя и плохих бояр, который мы оправдываем правителей до сих пор. Кроме того, влиял и низкий уровень образования. Вера в то, что он честный, умный, образованный правитель и поэтому рассудит правильно. Позднее с образованием стало получше, но, все равно, до многих развитых стран мы не дотягивали. 
Не от царей угнетение, а от любимцев царских. Царю из-за тына не видать. Не князь грешит, а думцы наводят. Не царь гнетет народ, а временщик. Народ- тело, царь — голова. Бог высоко, царь далеко.

Миролюбие, но в то же время, готовность к войне. Русь и Руссия всегда с кем- то конфликтовали и воевали. Часто на нас нападали. Но, еще чаще ввязывались в конфликты мы сами. Руссия практически не прекращала войну и огромный процент доходов шел на военные расходы. Собственно примерно так и сейчас. И для оправдания этих войн нужно было вещать о патриотизме, о том, что кругом враги, они хотят на нас напасть.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но: кому война, а кому мать родна. Интересна последняя пословица, она говорит о том, что уже давно все поняли, что кто-то всегда от войны в выигрыше!  Хочешь мира — готовься к войне. Славу свою добываю в бою. Хотя, худой мир лучше доброй брани.

Стереотип: Русь земля первична, человек вторичен. Это понятие не появилось сегодня или вчера, стереотип этот древний. Это связано с частыми войнами и долгой феодальной историей страны. А в войну надо было защищать землю, а потом уже думать. Существуют страны индивидуалистические, а существуют коллективистские. Так Россия типично коллективистская страна.  Обычно когда жизнь одного человека не важна, гораздо важнее выживание коллектива — страна коллективистская. Одна у человека мать, одна у него и родина. Русь-матушка. Родина-мать, умей за нее постоять. Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа. Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине. Служи родине своей, ни сил, ни жизни не жалей. Но вместе с тем, русский-это часть целого, только русский как название национальности прилагательное. Остальные существительные японец, француз, немец. Это приложение к другим, к русским.

Свободолюбие. Эта черта характера связана с большими просторами, т.е. географическим и территориальным положением Руси и Руссии. Люди, территориально проживающие в России, всегда любили степи и простор и природу вокруг. Кто живет на воле, от спит доле. Хоть с голоду пухнем, да на воле живем. Бедность не грех, а неволя не смех.

Недоверие к своим. Нет пророка в своем отечестве. Этот стреотип мышления проявили еще древние русичи, позвав княжить к себе Синеуса, Рюрика и Трувора (не факт, что было именно так, но на правду похоже, еще есть подобные факты в дальней нашей истории). Возможно из-за постоянных междоусобных войн и предательств. Хотя, в других странах с пророками не намного лучше. Доверяй, да проверяй. Верю кошке и ежу, а тебе погожу. Пророков нет в отечестве своём, но и в других отечествах — не густо (В. Высоцкий » Я из дела ушел»).

Стереотип: мужчина выше женщины по статусу. Связан с принятием христианства и сложным экономическим положением аграрной страны. В христианстве это не раз упоминается, кроме того, даже мать Иисуса была обожествлена под влиянием языческих традиций. До этого положение женщины в христианстве было еще ниже. Кроме того, мужчине легче выполнять тяжелую работу в поле. Он кормилец, добытчик и в первую очередь в семье кормили его. Не сможет работать он,- не сможет прокормиться семья. Мужчина – глава семьи. Курица не птица, а баба не человек. Курице не быть петухом, а бабе мужиком. Отца, мать кормлю- долг плачу, сыновей в люди вывожу-в долг даю, дочерей снабжаю-за окошко кидаю (впрочем, часть этого относиться к семье). Но в тоже время, есть и другое: мужик голова- женщина шея. Хозяйка с кошкой в доме, хозяин с собакой — на дворе.

Связь божественной и земной власти и тщетность достучаться до кого то из них. Изначально из-за необходимости ввести православие и желания стать полноправными правителями.
Богу приятно, а царю угодно. Бог высоко, а царь далеко. Что бог, то бог, а свята и воля царская. Бог на небе, царь на земле. Парусы да снасти не в нашей власти. Воля божья. Воля божья, а суд царев. Божьей воли не переводишь (не переможешь). Царь города бережет. Царь от бога пристав.

Воровство это не так плохо. И в тоже время плохо и признание этого факта обществом. Не тот вор, кто крадет, а тот кто попался. Ночь матка: все гладко. Темна ночь все покроет. Дай вору хоть золотую гору-воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет. Чужое взять — свое потерять. Алтынного вора вешают, а полтинного — чествуют. Воровство — последнее ремесло. Не тот вор, кто ворует, а тот, кто ворам потакает.

Почему русские не улыбаются?

Доброжелательность и гостеприимство-это тоже наша черта. Причем, постепенно как-то трансформировалось и сегодня это не выглядит так хорошо. Хотя и не сильно видно, но в пословицах и поговорках осталось. Может повлияла трудная жизнь, может христианство, может еще чего. Улыбка-залог здоровья. Доверие легко потерять, но сложно восстановить. Живи добрее, будешь всем милее. Добрый человек в добре проживет век. Делать добро спеши. Умей у людей погостить, и к себе запросить, до ворот проводить и опять воротить. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Ум и в тоже время глупость человеческая. Эти две крайности присущи также русскому народу. Умный знает что говорит, а дурак говорит что знает. За дураками не за море ездить; и здесь непочатые углы. Дураков не сеют, они сами родятся. Нет роженого (ума), не дашь и ученого. Много ума много греха, а на дурне не взыщут. Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

Правдивость. Все минется, одна правда останется. Без правды люди не живут, а маются. За правду матку умереть сладко. Но: правдивые слова некрасивы.

Любовь к старинным обычаям, пословицам и поговоркам. Из-за того, что экономическое положение было не сильно высокое, а зарубежное, новое часто оказывалась ненадежным, хотелось чего-то своего, родного, ценного. Этим был опыт предков, часто выражающийся в пословицах, сказках и поговорках кратко и емко. Без пословицы не проживешь. Пословица недаром молвится.

Вывод

Этот анализ пословиц и поговорок довольно простой, существует и более глубокий и объемный, на основе сотен выражений и поговорок. Но, и этого хватит, чтобы сказать какие основные черты присущи нашему народу в поговорках. Это:

доброжелательность, гостеприимство, леность и трудолюбие, всякие надежды: на боярина, на авось, на царя и понимание что надежды тщетны. Русский народ немного вороват, но понимает что для общества это плохо; семья его традиционна, мужчина — глава семьи. Любовь к родине и понимание необходимости защищать свою землю даже ценой жизни. Русские также любят риск и свободу, иногда глуповаты, но при этом умны и находчивы. Присущи русским и леность и трудолюбие, а также религиозность. И любовь к спиртному, внутренне ограниченная, а излишнее употребление ограничено и порицаемо обществом.
Если вы с чем то не согласны, помните, что это типичные черты народа, которые сам этот народ и определил. К конкретному человеку они могут и не относиться.

Кроме того, судя по ним, нам присуща еще и двойственность. С одной стороны леность, с другой трудолюбие; воровство и осознание того, что это плохо для общества; с одной стороны любовь к алкоголю, а с другой понимание, что надо контролировать его употребление. Глупость, ум и находчивость одновременно и.т.д. Получается есть все: и хорошее и плохое. В этом и заключается двойственность. И какую сторону затронет массовая культура и пропаганда, та и будет доминировать.

Но общество и окружение влияет на нас не только стереотипами и поговорками, его влияние гораздо сильнее. Подробнее об этом в статьях: почему мы делаем глупости и почему умные люди делают глупости.

А здесь можно посмотреть бесплатный вебинар: “Перестройка сознания для благополучия и счастья” с мастер йоги и цигун, психологом, специалистом по эриксоновской терапии, мастером НЛП Константином Мухиным.

Читайте так-же:

Баба-Яга.Мифология

Стандартное и не стандартное мышление.

Социальные установки и социальные стереотипы мышления.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.