Развитие воображения, мышления и памяти. Упражнения

Развитие воображения происходит активнее всего в младшем школьном возрасте. Именно в это время мозг ребенка готов усиленно развиваться. У младших школьников есть соответствующие задания. Но иногда их не хватает, поэтому можно использовать дополнительные упражнения. Развитие воображения у взрослых происходит несколько сложнее и дольше, мозг взрослого чаще всего не готов развиваться и ему нужно больше времени.

Здесь собраны универсальные упражнения, которые развивают воображение, фантазию, мышление, память, творческие способности, когнитивную гибкостью у детей и взрослых. Если Вы будете делать хотя бы несколько из них 2-3 раза в неделю, результат даже взрослые заметят довольно быстро. Многие игры можно использовать в обучающей деятельности. По отдельности или в группах. Память, особенно краткосрочную можно развивать тренируя внимание, посмотрите упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания. И бесплатный урок с техниками запоминания.

Девушка думает, мышление

Упражнения для развития гибкого мышления

Для чего и кому нужна гибкость мышления

Когнитивная гибкость или гибкость мышления- способность мозга быстро «переключаться» между мыслями и задачами, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, находить нестандартные способы решения задач и реализации идей. Память помогает развитию когнитивной гибкости и развитию мышления вообще. Когнитивная гибкость состоит из двух основных функций — переключения задач (смещение установки) и переключения когнитивных функций. Переключение задач — это бессознательная способность переключать действия и внимание с одной задачи на другую. Переключение когнитивной функции-сознательное переключение внимания. Подробнее о гибкости мышления.

Тест сортировки карточек( Висконсинский тест)

Тест сортировки карт Висконсина — это комплексный нейропсихологический тест для детей и взрослых. Участникам выдаются карточки разных цветов, форм и чисел. Им предлагается сортировать свои карты в соответствии со своими предпочтениями. Затем участник получает второй набор карт и получает указание сопоставить эти карты с предыдущими картами, что изменяет подход. Тест сортировки карт в Висконсине проверяет гибкость познавательных способностей, поскольку измеряет абстрактное мышление, а также способность изменять стратегии решения проблем. Но его можно использовать как тренировку.

Ассоциации

Голова, Считать, Полоски Скольжения

Назовите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок. Затем представьте предмет со всех сторон. Как им пользуются. И называйте ассоциации, которые предметы у вас вызывают. Чем больше, тем лучше. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Если сделать соревнованием или игрой, то можно называть ассоциации по очереди. Это упражнение очень хорошо развивает развивает воображение, мышление и память.

Нестандартное использование

Придумайте минимум 10-15 способов применения стандартной вещи, к примеру, половника. Способы использования не могут быть правильными и неправильными, они просто должны быть. Нельзя себя ругать, записывайте и проговаривайте все, что пришло вам в голову. Это правила любого мозгового штурма. Идеи обсуждаются на уровне идей. Изменения и создания из них новых идей, а не критикуются. Если Вы придумаете, что можно можно играть в дротики(заточив ручку) или использовать его вместо закладки, подставки под одно, чтобы оно не закрывалось-это нормально. Любая ваша мысль нормальна. В упражнении бином и и др. все аналогично. Критика сужает возможности креативного мышления.

Это упражнение развивает креативные способности, воображение, мышление, память и творческие способности. Если создать из этого командное соревнование, то можно дать задание придумать как можно больше вариантов применения какой-то вещи. К примеру, полотенца, стакана, карандаша и т.д.

Для младших школьников лучше взять предметы попроще и попросить придумать 5-7 вариантов использования.

Тест Струпа

Тест на гибкость мышления позволит определить нашу эффективность в умении переключаться между задачами. И им же можно тренировать гибкость мышления. Для этого пригодится немного модернизированный вариант теста Ступа. Желательно менять картинки после нескольких тренировок. Попробуйте прочитать текст абстрагируясь от цветов. И назвать цвета абстрагируясь от самих слов.

Гибкость ума: 10 упражнений для развития

Привычное-непривычным способом

Сделайте привычное непривычным способом. К примеру, почистите зубы другой рукой, ешьте суп при помощи палочек для еды, завяжите шнурки по другому. Начните утро совершенно не так как обычно. Если пользуетесь мышкой, попробуйте пользоваться весь сеанс общения с компьютером тачпадом. Если тачпадом-то мышкой. Идите на работу или с работы необычной дорогой. Проделайте что-то неожиданное каждый день или несколько раз в неделю. И ваш мозг будет постоянно развиваться. Дети обычно с охотой реагируют на такие задачи.

Посмотреть еще советы и упражнения на развитие гибкости мышления

Упражнения на развитие лингвистических и языковых способностей

Лингвистический интеллект- один ведущих типов интеллекта. Без него невозможно нормально общаться, выражать свои мысли. Понимать себя и других.

Бином

Книга, Страницы, Главы, Открыто

Для этого упражнения понадобится два слова, совершенно несвязанные друг с другом. Можно открыть словарь или книгу на двух страницах и выбрать любые слова. После этого стоит придумать 10 предложений с ними. Первые 3-4 будут стандартные и банальные, а потом придет некий ступор. А после уже пойдет креатив. Хотя если у вас развит лингвистический интеллект, креативность и/или воображение, то креатив может пойти сразу. Для детей лучше выбрать варианты попроще.

Буриме

Буриме-игра с рифмами, кстати, ее любил Пушкин. Буриме имеет несколько вариантов. Самый простой: Два игрока сочиняют рифмы, а потом сочиняют стихи на них по очереди. Один сочиняет две рифты- второй делает из них стихи. Потом наоборот. Можно играть в компании. Закинуть все рифмы в банку, в шапку, шляпу. И чтобы каждый вытаскивал по очереди рифмы и сочинял из них стих. Или чтобы один вытаскивал, и каждый участник сочинял стих на все рифмы. Вариантов буриме масса. И это очень хорошее упражнение для развития лингвистического интеллекта, воображения, фантазии, мышления и памяти.

Фокальные связи

Здесь мы снова загадываем два разных слова, но с ними нужно придумать несколько предложений с максимальным количеством переходов от одного слова к другому. Или вхождений синонимов и слов связанных. Допустим, мы выбираем слова снег и дорога. Пример: Я люблю зиму когда падает снег. Дорога всегда заснежена. Я часто хочу возле небольшого магазинчика, где по обочинам лежат сугробы. А еще я хожу с ребёнком кататься на горку, дорога по колена в снегу и мы пробираемся через него. И вместе с другими детьми катаемся с горки.

На горку ведет несколько тропинок, снег на них уплотнен сотнями детских ног. Дети собираются сюда со всего района, они идут по большим дорогам, снег на которых отчищен. Потом по маленьким дорожкам, где снега больше, потом по тем, где снег засыпается в сапоги и валенки, потому что снег на этих дорожках почистить уже нельзя.

Это упражнение простое и подходит для детей. Можно превратить в игру или соревнование, в котором каждой команде предстоит придумать рассказ, где как можно больше таких предложений. Или связь есть в каждом. Если вам удается слишком просто, выбирайте слова которые не связаны. Это упражнение отлично развивает воображение, мышление, фантазию и писательские способности.

Вторая буква

деревянные буквы на столе - слово стоковые фото и изображения

Выбираем длину слова и место расположения буквы. Допустим, это будет слово из 5 букв, а 2-ая буква будет к. Определяем время, допустим, 5 минут. И придумываем как можно больше слов со врой буквой к. Акула, актер, сквер, уклон, экран и т.д.

Можно выбрать и 3-е, и 4-е место в слове и слово состоящее из 6- 8 букв. Но если это упражнение для детей, лучше всегда выбирать распространённые буквы(к, л, р, г), 2-3-тье место в слове и небольшие слова. Можно создать 2 команды из 5-7 человек и посоревноваться. Можно собирать слова изначально поставив букву. Можно изучать иностранный язык, но команды должны хоть немного его знать. Даже если разрешается подсмотреть правописание.

Такие упражнения хорошо развивают лингвистический интеллект.

Реклама

Берем обычный предмет. К примеру, утюг и пылесос, шкаф, и создаем про него устное текстовое сообщение, которое его подробно описывает. Чем больше мы можем сказать, тем лучше. В идеале сообщение должно быть продолжительностью 5-10 минут. Но для начала хватит и 1 минуты. Это упражнение развивает воображение, мышление, память, творческие способности, фантазию риторические навыки.

Для младших школьников лучше выбрать предметы средней сложности и начать описывать с 1 минуты.

Развитие абстрактного мышления, воображения

Друдлы

Друдлы как один из примеров игровой технологии, способствующий развитию  воображения

Друдл — это графическая головоломка, которая подразумевает множество вариантов ответа. Обычно друдл-это квадрат с условным или символическим рисунком. Чем больше вариантов Вы придумаете, тем лучше. Разгадывание друдлов так же легко превращается к командную игру. Если дети маленькие, то можно попросить, чтобы они просто дорисовали картинку. Игра отличное развивает воображение и мышление. Друдлы придумал Райан Гермик, потом из дудлов получилось несколько игр.

Дети обычно охотно подключаются к таким задачам.

Вымышленное животное

Что-то похожее мы рисовали в детстве, в школе и в детском саду. Придумайте животное, которое никогда не существовало. Если не можете придумать самостоятельно, составьте из нескольких существующих или вымерших животных. Ваше умение рисовать не учитывается,-главное необычность существа. Дети тоже любят такие здания. Рисуйте вместе с ними, если есть такая возможность.

Планирование

Заведите себе привычку создавать не только план А. Но и план Б, план С и план Д. В результате Вы можете представить максимальное количество вариантов развития событий. Сможете реализовать другой план, если у вас что-то не получится. Или скомпилировать их части. Это снижает стресс, повышает ваши когнитивные способности, развивает воображение и мышление.

30 кругов

Нарисуйте 30 кругов на листе. И из каждого круга создайте свой уникальный рисунок. Допустим, у вас есть на это 10 минут. Тоже самое можно сделать потом с квадратами и треугольниками.

Другие 30 кругов

Рисунки в круге для скетчбука | How to draw something in circle | Drawing  scenery in circle. - YouTube

В этом упражнении ваша задача не создать рисунок из круга, а заполнить круги любыми рисунками. И на это дается 3-4 минуты. Это упражнение гораздо проще для детей. Оно было предложено Тимом Брауном на конференции TEDTalk 2008. Круги можно делать разного диаметра или одного. Если Вы знаете, что люди хорошо рисуют, то времени можно дать больше.

Рисуйте каждый день

Рисуйте каждый день в течении 30 дней один и тот-же объект. Немного экстремально, конечно. Посмотрите, какие новые детали или нюансы Вы замечаете, рассматривая объект каждый день. Такой экстремальный фокус должен улучшить ваше внимание к деталям и помочь вам замечать новые элементы в своей работе.

Новое из 2-х

Возьмите два отдельных предмета и найдите способ их комбинировать. Например, Вы можете соединить кружку со стулом, степлер со скотчем и т.д. Разработайте маркетинговую стратегию и целевой рынок для нового продукта, который Вы создали. Это даже просто любопытно. Можно посоревноваться с несколькими командами. А если Вы и ваши коллеги хорошо разбираетесь в маркетинге, то это может быть даже смешным развлечением для новогоднего корпоратива. Отличное упражнение на тренировку воображения, мышления, памяти, креативных и творческих способностей. Оно вряд ли подойдет детям, но нужно смотреть по развитию ребенка.

Сокровища из мусора

Нет, вам не надо переворачивать мусорное ведро. Залезьте в почту, зайдите в папку «Спам» и попробуйте использовать её для своего проекта. Это предлагает Джон Инглдью в книге «Как генерировать отличные идеи: руководство по творческому мышлению». Повзрослев, мы видим предметы по их прямому назначению. Мы уже не видим картонную коробку в виде ракеты, но что, если все эти предложения по кредитным картам, скидки, и другую нежелательную почту можно сделать чем-то полезным? Возможно они принесут вам новые идеи?

Тест на неполную фигуру

Классический тест на креативность. Тест творческого мышления Торранса был представлен психологом Эллисом Полом Торрансом в шестидесятых годах как способ проведения теста IQ с более творческим уклоном. Респондентам давали изображения, подобные приведенным ниже, и просили закончить картинку. Но вам совсем не обязательно делать тест, просто дорисуйте. Если для вас это просто, дорисуйте каждую картинку по 5-10 раз.

Эти 5 творческих упражнения прекрасно развивают воображения и фантазию у детей и взрослых.

Развитие координации

Рисование

Рисовать нужно двумя руками одновременно. Но сначала лучше выбрать простые вещи. Круги, треугольники, квадраты, простые елочки из 3 треугольников. Когда научитесь рисовать одно и тоже, попробуйте рисовать разное, к примеру, одной рукой круг, другой квадрат. Это упражнение на координацию и связь полушарий. Одно полушарие у нас более склонно к логике, другое к творчеству, делая подобные упражнения мы активируем оба полушария мозга. Это упражнение очень полезно детям и взрослым в любом возрасте.

Делай как я

Если игра проводится с детьми, то один показывает, остальные повторяют. Если Вы делаете в одиночестве или вдвоём, то можете взять любое видео известного певца, танцора и попробовать повторить. Многие дети любят такие упражнения, особенно девочки. Причем упражнение можно делать с детьми любого возраста.

На корточках

Опуститесь на корточки и сделайте 10 шагов(5 каждой ногой) при каждом шаге касаясь локтем противоположного колена. К примеру, делаем шаг левой ногой, касаемся колена локтем правой руки, делаем шаг правой ногой касаясь колена локтем левой. Спина при этом должна быть максимально прямая.

На пальцах

Соедините поочередно все пальцы левой руки с большим пальцем. Начните с указательного. Потом наоборот с мизинца. Потом сделайте тоже на правой руке. А после этого сделайте быстро обоими руками. А потом попробуйте делать на одной руке с начала, а на другой с конца. Попробуйте несколько раз одной рукой, потом другой, а потом делайте одновременно. И так 5-10 раз.

Сделайте на одной руке фигу, а на другой знак V(победы или удачи), поменяйте одновременно пальцы в противоположные фигуры. Повторите еще 9 раз.

Сделайте на одной рук пистолет(один палец прямо, большой вверх, остальные в кулаке), а на другой знак окей. Поменяйте одновременно на обоих руках на противоположные. Повторите еще 9 раз.

Такие упражнения развивают координацию, воображение, мышление и прекрасно подходят для детей, родителей и бабушек с дедушками.

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект-это один из параметров успеха человека, на ряду с умением ставить и достигать цели, настойчивостью. Эмоциональный интеллект помогает понять себя, других и лучше мотивировать себя и других. Т.е. кроме прямого назначения упражнений эмоциональный интеллект способствует развитию мотивационной сферы, помогает стоить карьеру и добиваться целей.

Цитирование

Человек, Скульптура


Нет, не обычное цитирование всем известных частей из фильмов или известных фраз. Вы должны в разговоре цитировать собеседника. Буквально. Вы сказали, что…В голове Вы должны оформить так, как это выглядит в книге, т.е кавычки открываются, фраза, кавычки закрываются. Абсолютное большинство людей не могут процитировать собеседника. Потому что не слушают внимательно, не обладают достаточным уровнем когнитивной гибкости, не помнят дословно то, что сказал другой человек. Зато понят, что они подумали или сказали по этому поводу. Когда мы переносим фокус внимания с себя на другого, пытаемся понять, что смысл слов может быть не единственный, хотим понять, что сказал человек, мы развиваем когнитивную гибкость.

Что он здесь делает

Это упражнение можно делать в маршрутке, метро, в пробках в машине. Т.е. в любое время, когда Вы встретили человека и у вас есть время его рассмотреть. Посмотрите внимательно на человека. На его одежду, волосы, руки, выражение лица. И придумайте 10-30 причин, почему этот человек здесь оказался в это время. Развитие мышления не во внимательности, хотя внимание развивается тоже. Оно состоит в том, чтобы составить множество версий(гипотез). Вы принуждаете себя переключаться и постоянно придумывать новое. Это упражнение отлично развивает воображение, мышление, память, креативность и когнитивную гибкость. Помогает относиться менее предвзято к людям.

Это упражнение не подойдет для детей до 8 лет. Они не смогут придумать достаточно причин.

Понимание жестов и мимики

Возьмите любую запись известного политика и попробуйте расшифровать его жесты и мимику. Если вам трудно понять, перемотайте назад и пересмотрите.

Посмотрите недорогие курс по креативности от психолога, автора веб-студии Интера и руководителя центра йоги. По сравнению с ценами на остальные курсы креативности-эти курсы просто находка.

Посмотрите 3 бесплатных урока с техниками запоминания, они помогут запоминать учебники за 1 день и без зубрежки. По технологии быстрого обучения Гарварда

Читайте также:

Мнемоника для начинающих. Упражнения для дома

Метод нобелевского лауреата Фейнмана для запоминания большого объема информации

Развитие концентрации и устойчивости внимания. Упражнения для взрослых и подростков

This post has already been read 196 times!

2 комментария

  1. Большое спасибо, очень хорошая подборка методов для развития воображения. Обязательно попробую с детьми сделать несколько. Мне кажется, это будет даже весело

  2. Отличные упражнения, и действительно должны развивать воображение и все остальное. Спасибо что делитесь. Мне хватит надолго, а может даже на всю жизнь 🙂

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.